Ключевая цель апрельской образовательной литературной программы – познакомить подростков с классической фантастической литературой, научить их писать фантастические художественные тексты и создавать форсайт-проекты, прогнозируя будущее человечества на ближайшие 30 лет.
В апреле с воспитанниками научно-фантастической литературной программы встречались Елена Казакова, доктор педагогический наук, профессор СПбГУ, руководитель образовательных программ «Литературное творчество» в «Сириусе» и Галина Данилова, кандидат педагогических наук, доцент СПбГУ.
На лекции Елены Казаковой речь шла о проектировании, поскольку в модуле «Проект» стажерам предстояло разработать научно-фантастический доклад «Человечество через тридцать лет. Окно в будущее» с отсылкой к произведениям научной и социальной фантастики. Профессор рассказала школьникам о методах и технологиях, используемых в современных гуманитарных проектах и помогла определить их цель, значимость и целевую аудиторию.
Чтобы ребята смогли лучше представить картину будущего, педагог провела упражнение-интервью: «Представьте, что вам 45 лет. Кем вы работаете? Где вы живете? Какая у вас семья?». Ответы на эти и другие вопросы молодые литераторы представили на защите проектов.
Способам долгосрочного прогнозирования, построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего – «форсайт-технологиям» – на своих мастер-классах уделяла особое внимание и Галина Данилова. Он предложила молодым литераторам разделиться на команды проанализировать несколько фантастических рассказов, а затем попытаться построить и описать собственную модель развития событий художественного произведения.
По мнению Галины Даниловой, исследование текстов позволяет научиться анализу культурного и цивилизационного процесса и спроектировать развитие некоторых процессов в культуре и образовании. Это и стало основной темой небольшого интервью, которое воспитанники решили взять у педагога.
– Вы часто выступали координатором различных семинаров и форумов по повышению квалификации учителей и развитию дополнительного образования. Как вы считаете, что эффективнее для детей – учиться в школе с уже сложившейся системой преподавания или углубиться в домашнее обучение, которое в России пока не пользуется особой популярностью?
– Это очень сложный вопрос. Все формы образования должны быть одинаково равноправны: домашнее обучение, экстернат, международный бакалавриат, индивидуальное обучение с тьютором или куратором. Семья ученика должна выбирать формат обучения, понимая, что любая из форм будет полноценной и качественной. Школьное воспитание и развитие личности также невозможно без работы внутри семьи. То есть, только в единстве семьи и школы выстраивается путь к успеху. Именно об этом мы стараемся говорить с педагогами во время проведения семинаров повышения квалификации.
– Согласны ли Вы с мнением, что если чрезмерно углубляться в учебу, можно потерять детство?
– Здесь следовало бы углубиться в структуру детства как особого периода развития человека. Она изменилась. Практически потеряны для поколения дворовые игры. На смену этому пришло понятие «электронное детство». Поэтому, нет, я не считаю, что если образование будет объемным и многообразным, ребенок потеряет детство.
– Расскажите, как родилась идея создания программы «Литературное творчество» в «Сириусе».
– Автором самой идеи работы с детьми, способными достигать успехов в литературе и творчестве стала Елена Казакова. К слову, специалисты нашей кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ довольно давно разрабатывали профильные образовательные программы. Поэтому замечательную идею – работать с литературно одаренными детьми – сразу же поддержали ректор СПбГУ Николай Кропачев и декан филологического факультета, президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, которая и является одним из руководителей программы «Литературное творчество».
Конечно, казалось, что Санкт-Петербург очень далеко от Сочи, и уделять время одновременно и «Сириусу», и вузу, то есть, жить и работать на два города, будет очень сложно. Но мы и наши коллеги все же с этим справляемся.
И мне кажется, что за два года существования программы, мы нашли уникальный формат работы с текстом, ставший мощным филологическим инструментом в деле привлечения ребят литературе и русскому языку. Теперь мы точно знаем, что молодой человек должен любить текст, уметь с ним работать, быть грамотным автором. За этим стоит любовь и уважение к нашей великой культуре.
Интервью подготовила: участница направления «Литературное творчество» Алена Фролова (17 лет, Санкт-Петербург)