В декабре на «Литературном творчестве» прошла первая лингвистическая программа под руководством кандидатов филологических наук Александра Пиперски и Елены Риехакайнен.
Особенностью лингвистической программамм стал «Тренинг по задачам». В рамках этого модуля ребята всего за неделю решили в общей сложности около 1700 задач.
«Сборник новых задач мы разработали специально для «Сириуса». На каждого школьника – по 20 заданий для самостоятельной работы и столько же для общего разбора», – рассказал Александр Пиперски.
Занимались со школьниками студенты НИУ ВШЭ, МГУ, СПбГУ, ставшие победителями и призерами Международной олимпиады по лингвистике, а также тренеры российской сборной Антон Сомин и Анастасия Пучкова. По их словам, задачи, которые они предложили школьникам, не требовали специальных языковых или математических знаний, а больше были ориентированы на развитие логического мышления.
«Мы решали задачи и по фонетике, и по синтаксису, и по морфологии. Распознавали числительные в незнакомых языках. Оказывается, у всех народов своя система счета: десятеричная, восьмеричная. Встречаются языки со счетом по частям тела, где числительными становятся нос, локти, шея, запястья», – рассказали молодые лингвисты.
Еще одним важным этапом программы стала проектная работа. Ученые предложили школьникам пять кейсов:
- «Вариационная лингвистика» от преподавателя РГГУ Александра Пиперски;
- «Что такое технопредпринимательство?» от профессора ПГНИУ Елены Ерофеевой;
- «Что такое сложные слова?» от доцента факультета филологии НИУ ВШЭ, преподавателя Школы анализа данных Яндекса Бориса Иомдина;
- «Как школьники произносят частотные слова?» от доцента СПбГУ Елены Риехакайнен;
- «Что такое креативность и как ее измерить?» от команды Томского государственного университета.
Ключевой задачей программы стало знакомство школьников с основами научно-исследовательской работы в одной из областей языкознания и подготовка к защите проектов, которая проходила в формате научной конференции.
«Мы исследовали сложность слов, даже тех, в которых еще не определены точные показатели семантической сложности. Попытались выявить слова, которые могут войти в детский подкорпус национального корпуса русского языка (НКРЯ). Наша группа отобрала 120 слов и провела опрос среди сверстников на понимание их значений. Затем мы разработали 12 лингвистических критериев, проанализировали по ним слова и выявили корреляцию между результатами опроса и анализом. В итоге у нас получилась шкала сложности слов», – рассказала Ирина Кочеткова (17 лет, Тверская обл.).
По мнению руководителей программы, ребята должны проводить исследовательскую работу именно в той области, которая им интересна, поэтому темы проектов воспитанники выбирали сами.