Школа волонтеров чтения, филологические исследования, Фестиваль мастерских: участники программы «Литературное творчество» защитили проекты по трем модулям и написали авторские тексты.
PROчтение классики
Литературная образовательная программа в марте стартовала с углубленного изучения классики. Пушкин, Гоголь, Ахматова: в фокусе внимания школьников – стороны творчества и жизни великих писателей, их «вечные вопросы».
В чем у классиков заключаются острые сатирические приемы, которые ставят все с ног на голову? Какой смех у Гоголя-сатирика и Гоголя-мистификатора, или чем, например, мистика поэтического мира Пушкина отличается от «мистических прогулок» в стихах Ахматовой? Обо всем этом ребятам на своих лекциях рассказывали писатели Александр Мелихов, Сергей Носов, Вадим Пугач, литературный редактор Татьяна Алферова, литературоведы Игорь Сухих и Татьяна Кучина.
«После литературных семинаров мы готовили эссе по пройденным темам. Нам заранее были выданы проблемные вопросы для сочинения. От школьного оно отличается тем, что темы мы выбирали, уточняли, сужали и осмысляли сами, а для этого нужно было очень подробно изучить и произведения, и комментарии к ним, и биографии писателей», – рассказали ребята.
Тексты школьников, рекомендованные Экспертным советом, будут опубликованы в Альманахе литературного творчества. Всего в него войдут около 25 художественных заметок и рассказов.
Внимание, сейчас вылетит книжка
Проект «Школа волонтеров чтения» по привлечению внимания к чтению и литературе, в августе 2018 года выиграл грант Президента РФ и с тех пор проводится на каждой литературной программе «Сириуса».
«В марте мы ему посвятили целый модуль, куда вошли мастер-классы по разработке собственного проекта для развития и поддержки читательских инициатив», – отметили организаторы программы.
Школьники в группах по 5 человек придумали свой проект в поддержку развития чтения среди сверстников и защитили его перед экспертной комиссией, в число которых вошла руководитель Школы, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Татьяна Галактионова.
«У нас получилось 32 проекта, которые мы можем развивать, даже уехав из "Сириуса". Проекты живут в пабликах в социальных сетях. Например, в проекте "Сейчас вылетит книжка" выходят мультфильмы по классическим произведениям, в "Стихомиксах" превращают поэзию в графические рисунки, еще предлагают почитать "Книжные рецепты". Да, и эти проекты помогли нам подружиться друг с другом», – объяснили литераторы.
Поэтика Цоя и языковые средства современных видеоблогеров
Работа в группах продолжилась и на филологических исследованиях. Точность устной речи, жаргонизмы, активный и пассивный состав лексики, морфологические категории, пословицы и поговорки в лексиконе школьника, авторская пунктуация, лексическое значение слова и многое другое: всего перед ребятами стояло 30 задач; решить можно было любую как самостоятельно, так и командой.
Наиболее популярной областью филологических исследований оказались метафоры в песенных текстах В. Цоя – овеществляющие, олицетворяющие, авторские и метафорические эпитеты; темы «Сравнительный анализ речи современных видеоблогеров», «Анализ частотности употребления заимствованных слов в современных публицистических текстах» тоже стали исследовательскими.
«Для участников мартовской программы мы впервые ввели такой модуль. Школьники поняли, что такое научное исследование, разобрались в его структуре и попробовали провести свое исследование», – сказала Анастасия Азбель, доцент СПбГУ.
Чудеса анимации, или Как можно представить вербальный текст
В марте молодые литераторы, музыканты и художники провели фестиваль искусств, главным завершающим аккордом которого стала презентация литературных мастерских. Всего их было 11. Школьники учились представлять привычный вербальный текст в различных интерпретациях: ставили спектакль, создавали комиксы, скетчи, выставки, лонгриды, инфографику, игры и мультфильмы.
«Выбрать тему мультфильма было просто: решили экранизировать свои, посвященные классикам, эссе. В технике stop-motion при помощи смартфонов ребята сняли четыре полноценных красочных короткометражных мультфильма», – рассказала руководитель мастерской «Пиши, снимай» Софья Манухина.
Самой посещаемой на фестивале стала интерактивная выставка «Текстолес», включившая мастер-классы, стратегическую игру по гоголевским «Мертвым душам», театральные импровизации, тематические фотозоны. Одна из площадок была названа Петербургом, городом, с обозначенными на нем литературными достопримечательностями.
Также в марте для молодых литераторов, музыкантов и художников провели интегрированную программу, главным завершающим аккордом которого стал Фестиваль литературных мастерских.