help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Серебряный век русской культуры – удивительно короткий период конца XIX — начала XX веков, оказавший огромное влияние российскую культуру. С лекцией об эпохе расцвета искусства и личностях, создающих эту эпоху, в Сириусе выступила кандидат искусствоведения, преподаватель Московской консерватории имени П.И. Чайковского Елена Потяркина.

«Это период небывалого подъема науки и искусства. Литература, театр, музыка, архитектура, скульптура и живопись того времени переживали значительные перемены, сформировалось принципиально новое идейное направление рубежа веков — модерн. Его представители переосмыслили и стилизовали черты искусства разных эпох, представив совершенно новые для того времени приемы», – рассказывала Потяркина.

Эволюция стилей и поиск новых форм привели к сближению и слиянию различных видов и жанров искусства, стали появляться новые направления. К первому и самому значительному из модернистских течений в России можно отнести символизм. Он не имел единства концепций, в нем не существовало единой школы, но при этом он обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий.

«Имена Андрея Белого, Валерия Брюсова, Вячеслава Иванова мы не задумываясь вспоминаем, когда речь идет о поэтах-символистах, их творчество можно назвать исключительным явлением. В рассказах Анатолия Наймана об Анне Ахматовой есть фрагмент, где она вскричала: "А вы думаете, я не знаю, что символизм, может быть, вообще последнее великое направление в поэзии?" Это очень интересно», – рассказали школьники.

Особое отражение эстетика символизма нашла в музыке, особенно у Рихарда Вагнера, в творчестве которого четко прослеживаются характерные черты направления — стремление к невыразимому и бессознательному.

В России наиболее яркий и единственный в своем роде пример отражения черт музыкального символизма – в творчестве Александра Скрябина, которое рассматривается в контексте его философско-эстетических идей о преобразовании мира и искусства.

Но черты символизма в музыке часто носили и опосредованный характер, как музыкальное воплощение символистской литературы: опера Клода Дебюсси «Пелиас и Мелизанда», песни Габриеля Форе на стихи Поля Верлена. Отмечают историки и искусствоведы влияние символизма и на творчество французского композитора Мориса Равеля (балет «Дафнис и Хлоя», «Три стихотворения Стефана Малларме»).

Что касается символизма в живописи, то он развивался в то же время, что и в других видах искусства. Художники-символисты стремились выразить смысл и эмоциональный строй образа через цвет, линию и форму, воспринимаемые в некоем обобщающем, символическом значении. Французский художник Гюстав Моро использовал для своих картин мифологические и библейские сюжеты.

Идеи символизма российских художников можно рассмотреть в творчестве Михаила Врубеля, который пытается осмыслить мир не только эстетически, но и нравственно-философски. Именно его считают основоположником символизма и модерна в русском искусстве. Создавая свои образы, Врубель часто обращался к мотивам фольклора, народного эпоса. Врубель внес значительный вклад и в дело возрождения монументально-декоративной живописи, традиции которой были утрачены в XIX веке.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!