В июне участники программы «Литературное творчество: драматургия» провели День русского языка и Фестиваль мастерских, показали пять спектаклей по собственным сценариям и организовали выставку в «Тексолесе».
День русского языка в Сириусе
В этом году учащиеся литературной программы стали ведущими праздника Дня русского языка. Начался он с акции #Пушкинвгороде (школьники писали мелом на асфальте стихи великого поэта, рисовали его портреты, фотографировали и делились записями в социальных сетях с хэштегом акции #Пушкинвгороде). Затем литераторы вместе с организаторами и педагогами профильной программы провели несколько фестивальных событий в Парке науки и искусства: игру «Фабрика слов», Open Space и «Что? Где? Когда?».
В рамках «ЧГК» участники программ «Спорт», «Наука», «Искусство» искали ответы на сложные вопросы про театр, язык и литературу от ведущей Екатерины Тенютиной, педагога программы «Литературное творчество», заслуженного учителя России. Ребята-литераторы помогали с проведением: проверяли количество правильных ответов и заполняли протокол игры.
«Фабрика слов» – это такая одновременно лингвистическая и литературная игра, где в абсолютной тишине нужно «добывать» слова. Чтобы получить слово, необходимо выполнить задание хозяев станций: в «Кузнице» придумать рифмы к словам, в «Цирюльне» вставить орфограммы, в «Галерее» нарисовать слово, в «Музее» расшифровать архаизмы, в «Бюро переводов» перевести англицизмы, а «Банке» обменять слова одной части речи на другую. Зачем это нужно? Да затем, что из собранных слов ребята в командах сочиняли тексты на заданные темы. Например, «Как я проведу лето» или «Какой мой идеальный учитель?».
«Мы были ведущими на станциях вместе с нашими педагогами. На профильной программе мы сами стали участниками такой игры, а накануне праздника распределили роли и выучили свои задания. Нас обрадовало, что ребята из Искусства и Науки так же, как и мы, смогли поиграть в «Фабрику слов», потому что тексты получаются забавные. Как расположить рядом новые заимствованные слова и устаревшие, как обойтись без числительных и что делать с «жемчугом» и «трюфелями», если тема текста «Если бы я полетел в космос?». Самая главная задача: как создать связный по смыслу текст? Тут как раз включается фантазия и появляется художественный вымысел. А поскольку эта игра костюмированная, то воображение начинает работать с самого начала», — рассказали школьники.
Свободно говорить по-русски и о русском можно и даже нужно было на Open Space.
«Открытое пространство второго этажа Парка превратилось в дискуссионную площадку. Обсуждались лишь самые волнующие подростков вопросы: «Как жить с заимствованными словами?», «Да или нет англицизмам?», «Отчего и от чего образовались феминитивы и почему они популярны?». Учащиеся «Литературного творчества» выступили модераторами бесед и огласили итоги дискуссий», – рассказала организатор Дня русского языка Александра Семашко.
В год театра: драматургия на сцене Научного клуба
Одним из ключевых модулей июньской программы «Драматургия» на «Литературном творчестве» стал театральный проект. Постановка каждой команды уникальна: у каждого – своя тема. Какая – решала жеребьевка.
В спектакле нужно было раскрыть смысл пословиц. Так, зрители увидели буффонаду «Не рой яму другому, сам в нее попадешь», комедию масок «коготок увяз, всей птичке пропасть», водевиль «Любишь кататься – люби и саночки возить», пародию на «Что посеешь, то и пожнешь» и феерию «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь».
Известные детские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак помогли каждой команде написать уникальный сценарий, доктор филологических наук Мария Черняк –разобраться в жанрах, а Виктор Николаев, режиссер и руководитель Санкт-Петербургской юношеской театральной школы «Ювента» – превратить слово в действие и поставить настоящий спектакль.
«Пять полноценных спектаклей сделаны за пять дней. С нуля и «под ключ». Музыка, декорации, афиши, программки – все это абсолютное волшебство. Теперь мы точно уверены: школьники понимают, что такое структура текста. Они понимают, что идея и воплощение – это две большие разницы и могут донести свою мысль с помощью текста, а многие из них и с помощью актерской игры», – прокомментировала Евгения Пастернак.
«Я думал, что эта задача нереальная. Как 19 человек могут работать над одним театральным проектом в такие короткие сроки? Оказалось, мы отличная команда и все делали без споров», – рассказал Тимофей Павлов (13 лет, Москва).
«Театр историй», «Нарисовались» или «Вижу слово» – новые литературные мастерские
Еще одним фестивальным событием стал уже традиционный Фестиваль литературных мастерских. На интерактивной ярмарке ведущие знакомились с учениками и рассказывали им об атласе «100 проектов про чтение».
В нем педагоги, школьники и просто увлеченные чтением люди публикуют свои проекты в поддержку чтения. Впервые перед каждой мастерской стояла задача: ответить на проблемный литературный вопрос и придумать такой продукт, который привлекал бы к чтению. По инициативе координатора модуля, аспиранта СПбГУ, Риммы Раппопорт на ярмарке было показано сразу 10 проектов. Ребята рисовали карту литературных героев, собирали чемодан персонажей, делали коллаж по мотивам любимой книги, а после отправились в пятидневное читательское «путешествие».
На программе заработали новые мастерские: «Поэтический арт-объект», «Нарисовались», «Вижу слово» и «Театр историй». В последней разбирались, почему Шекспир смешной, и сделали кукольный театр с живым режиссером-актёром Шекспиром по мотивам произведений «Двенадцатая ночь» и «Сон в летнюю ночь». В «Нарисовались» создавали большие книжки-картинки или иллюстрации. «Поэтический арт-объект» пытался решить, когда детские стихи становятся взрослыми и визуализировал стихотворения Хармса и Мандельштама, а в «Вижу слово» создавали экспозицию на тему «Переводчик в прозе – раб, в поэзии – соперник». Также были сделаны настольные современно-сказочные игры и игры-фанфики по Гарри Поттеру; составлена инфографика о современном подростковом чтении и скетчи по «Снегурочке» Островского; школьники рассуждали, можно ли виммельбух считать текстом, делали мультфильмы по Хармсу и Гиваргизову, искали смысл в абсурде.
Все, что придумали ребята в мастерских, они показали в «Текстолесе» своим сверстникам с направления «Искусство». Каждая площадка мастерской была интерактивной: спектакль, экскурсии, выставки, игры – все это литераторы проводили самостоятельно.
«На Фестивале дети увидели, как работают их продукты в одном пространстве. Проблемный вопрос на мастерской: как глубже постигать смысл текста, нежели просто его анализировать», – подвела итоги координатор модуля читательских инициатив Римма Раппопорт.
Автор: Софья Манухина, специалист направления «Литературное творчество»