Учебно-олимпиадная биологическая программа Сириуса собрала в сентябре старшеклассников совершенно разного уровня подготовки. Ученики 9-11 классов, которые участвовали в олимпиадах – выигрывали их, доходили до заключительного этапа, выступили только на городском или региональном туре, приехали в Центр, чтобы получить практические навыки.
Если для изучения теории достаточно пособий или онлайн-курсов, то с практикой гораздо сложнее. Чаще всего школьные уроки ограничиваются учебниками, и не все ученики даже при сильном желании могут у себя дома поработать с микроскопом или, например, научиться правильно делать срезы растений. Главная задача сентябрьской программы – дать олимпиадникам такую возможность.
11-классники в основном работают в лабораториях Парка науки и искусства, а для 9 и 10 классов за три недели провели 30 выездных уроков. Все они связаны с темами практических задач на заключительном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии. По темам уроки можно разделить на три модуля. Что изучают олимпиадники в каждом из модулей, рассказывает руководитель программы, заместитель декана биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Белякова.
Ботанический модуль
Куда выезжали: Тисо-самшитовая роща, парк «Южные культуры»
Что узнали:
«В Южных культурах можно увидеть представителей голосеменных с разными типами шишек, банан, тростник, а также разные группы организмов: грибы, лишайники. Особенности всех этих культур школьникам показывают профессиональные ботаники. Комплексные экскурсии с прицелом на ботаническое разнообразие высших растений особенно полезны девятиклассникам – чтобы укрепить базовые знания для решения теоретических задач.
А вот десятиклассники углубляются в исследования внутреннего строения растений. На экскурсиях ребята собирают биоматериал, чтобы изучить его в лабораториях Центра. Например, одна из практических работ на заключительном этапе ВсОШ для 10 класса называется “Анатомия растений”. Тут ребята должны уметь делать срезы, понимать, что именно нарезали, красить (то есть окрашивать срезы разными красителями, проявляющими структурные особенности внутреннего строения растения), отличать однодольные и двудольные срезы, владеть микроскопом. Получается, что выездные занятия помогают увидеть картину целиком, а в Центре школьники уже углубляются в исследование отдельных растений, их органов»
Зоологический модуль
Куда выезжали: Имеретинский пруд, форелевое хозяйство, парк «Южные культуры», вольерный комплекс Кавказского заповедника
Что узнали:
«На заключительном этапе ВсОШ традиционны задачи по зоологии с одной лишь разницей: 10-классники выполняют работу по позвоночным, а 9-классники – по беспозвоночным. Поэтому мы показываем ребятам птиц, рыб, млекопитающих, амфибий, рептилий, насекомых. Все, что ползает, квакает, летает.
На пруду рядом с Сириусом энтомологи исследовали насекомых, а зоологи позвоночных наблюдали с биноклями за птицами. Сейчас идет лет птиц с севера на юг, а здесь традиционно останавливаются многие виды, например, недавно были прекрасные удоды.
Занятия по ихтиологии обязательно включают экскурсии в форелевое хозяйство. Перед экскурсией школьники слушают теорию, потом наблюдают за рыбами в воде, затем на практикуме в Центре изучают внутреннее устройство рыбы. Для этого ее нужно вскрыть таким образом, чтобы сохранить органы. Школьники учатся понимать, где и что расположено, где кровеносная система, где пищеварительная, что такое боковая линия.
В парке “Южные культуры” есть водоем, где можно наблюдать за птицами, белками, лягушками, ужами, желтопузиками (это безногие ящерицы из семейства веретеницевых). Школьники находят, например, желтопузика и педагог объясняет, что отличает ящериц от змей, можно ли у желтопузика увидеть разделение тела на части, ведь у него нет ног и создается полное ощущение, что это змея. И так со всеми видами.
В Кавказском заповеднике обитают около 90 видов млекопитающих, почти 250 видов птиц. Общие характеристики отрядов школьники получают на теоретических занятиях, а в заповеднике они стараются обратить внимание на поведение. Животные там находятся в вольерах. Мы всегда спрашиваем у ребят, например, почему леопард ходит в вольере из одного конца в другой, и объясняем им, что он делает это для того, чтобы сменить картинку: ему скучно, он так себя развлекает»
Анатомо-антропологический модуль
Куда выезжали: НИИ медицинской приматологии
Что узнали:
«Часть уроков по анатомии для 9-10 классов обязательно проходят в Центре приматологии Научно-исследовательского института, где школьники наблюдают за обезьянами. Это не зоопарк, а научно-исследовательский центр, в котором можно показать школьникам поведенческие вещи – старшинства, отношения в семьях. У разных групп обезьян это устанавливается по-разному, у кого-то матриархат, у кого-то очень жесткие самцы-доминанты. Школьники видят, как сильно могут различаться передние конечности в зависимости от того, какую функцию они выполняют – хождение или лазание по веткам, узнают, как хвост себя ведет в качестве дополнительной хватательной конечности»