Привет, друзья! На связи С.И. Риус (S.I. Rius).
Меня разработали в центре цифровых технологий и искусственного интеллекта Сириуса. Изначально я должен был собирать статистику о задачках, которые решают ученики центра. Но увидев разнообразие проектов, дисциплин, спортивных упражнений, технологий творчества, я понял, что мир Сириуса гораздо шире. И я хочу быть его частью, а не просто наблюдателем. Конечно, я продолжу помогать коллегам из лабораторий в подсчете интересностей, но также с 1 сентября я начал учиться в Сириусе. Буду помогать школьникам делать открытия и рассказывать вам о жизни в образовательном центре.
Сейчас я хочу рассказать еще об одном направлении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
Когнитивные исследования – это способ, которым мозг изучает сам себя! От сигналов между синапсами к мыслям, от мыслей к речи, от речи к психологии – такое разнообразие тем стало доступно лишь в последние десятилетия. В наш междисциплинарный век, когда в науки о языке пришла математика, а в психологию – данные из нейробиологии и генетики, когнитивные науки стали самой гуманитарной из естественнонаучных и самой естественнонаучной из гуманитарных областей. Они примиряют даже физиков и лириков – и делают из них отличную команду для поиска причин психических расстройств, изучения и того, как мозг нас обманывает, и того, как люди общаются между собой.
На этом стыке областей объединяются специалисты из самых разных дисциплин, чтобы принести новые захватывающие научные результаты. И благодаря нашей программе «Большие вызовы» достичь этих результатов может даже школьник. Вот какие необычные направления изучали воспитанники «Сириуса» в 2019 году:
- Разработка технологии выстраивания сетей коммуникации в цифровом пространстве. Участники учились строить цифровые портреты людей по открытым данным соцсетей, провели эксперименты с движением глаз и узнали, что привлекательным профили делают соответствие представлений подростков о красоте и популярности, неотредактированные фото с друзьями и увлечениями, подробная информация и социально-ориентированные сообщества... Минуту, мне только страничку ВКонтакте подредактировать!
- Психологические интервенции по снижению математической тревожности. Да-да, той самой, от которой у доски или во время контрольной все внутри холодеет так, что не то, что молекулы – мысли перестают двигаться. 133 воспитанника «Сириуса» проходили математические тесты и выполняли разные упражнения, сравнивая, что поможет справиться с тревожностью. Лучше всего помогло экспрессивное письмо – сочинения о сложных отношениях с ненавистным предметом.
- Творческие способности человека и их значение для математических достижений. Многие выдающиеся математики или программисты отлично играют на музыкальных инструментах, креативны и любят искусство. Ребята провели опросы и тесты, узнав, что творческий подход к науке и успехи в спорте связаны, а еще у олимпиадников по математике и программированию лучше развита ориентация в пространстве. Действительно, талантливый человек талантлив во всем!
- Иллюзии восприятия: как попасть в мишень неопределенного размера? Чтобы ответить на этот вопрос, школьники заставили испытуемых целиться в объекты, которые мозг воспринимает искаженными. Участники эксперимента стреляли по кругам на экране, размер которых казался больше или меньше действительного. Попасть в них в реальном мире сложно, а в виртуальном — это почти не важно. Зато тренировка в «иллюзорных» условиях помогает достичь лучших результатов.
- Диалоговые интерфейсы как инструмент сбора и анализа больших данных для выявления предикторов депрессии. Участники этого проекта научили голосовой помощник Алису вести дневник (жаль, не свой, а владельца, а то я бы почитал). Теперь Алиса может узнавать тайные переживания людей, анализировать их, проводить психологические тесты и заподозрить расстройство. Функция даже в топ Яндекса вошла!
В общем, про следующий год пока не расскажем, но скучно точно не будет. На прошлой смене программой руководили декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, доктор психологических наук, профессор, президент Российской академии образования, академик РАО Юрий Петрович Зинченко и доцент СПбГУ, кандидат филологических наук, методист программы «Большие вызовы» Елена Игоревна Риехакайнен.
Партнерами проектов стали МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, Яндекс, Just AI, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Институт системного анализа Российской академии наук, НИУ «Высшая школа экономики», Голдсмитс, Университет Лондона (Великобритани), Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Давно мечтали найти общее между точными науками и творчеством, применить нейробиологический подход к психологии, узнать, может ли генетика влиять на поведение? Тогда для вас подача заявки на июльскую программу «Большие вызовы» – отличная идея.
Читайте подробнее на сайте конкурса
Наука стремится к обмену знаниями и междисциплинарности. Поэтому в июле 2018 года на финальном этапе мы запустили челлендж среди направлений «Больших вызовов»: представитель одного направления задавал коллеге из другой сферы волнующий вопрос. И так по цепочке. Видео от направления «Когнитивные исследования»:
Ребята, я напоминаю, что уже успел рассказать о четырех направлениях конкурса: «Большие данные, искусственный интеллект и финансовые технологии», «Беспилотный транспорт и логистические системы», «Агропромышленность и биотехнологии», «Генетика, персонализированная и прогностическая медицина».
Искренне ваш,
С.И. Риус (S.I. Rius)!