Автор теоретического курса по гончарному искусству в Образовательном центре «Сириус» – керамист и скульптор, член Союза художников России и председатель Союза гончаров России Александр Поверин. Его работы хранятся в музеях городов России, а также в частных коллекциях в Италии, США и Голландии.
Александр Поверин расскажет о концептуальных понятиях в искусстве: об истории возникновения теории цвета и цветового круга, феномене золотого сечения и его применение в живописи, скульптуре и литературе, о понятии и видах художественных стилей. Но главной темой всех бесед, конечно, станет гончарное искусство: виды керамики (майолика, фаянс, фарфор, шамот), режимы и виды обжига, основные причины брака керамики и многое другое.
Лекции будут полезны преподавателям и воспитанникам профильных образовательных учреждений – художественных школ, лицеев, училищ – а также всем, кто интересуется искусством.
Всего запланировано 12 разграниченных по темам лекций: первая пройдет уже в понедельник, 3 февраля. Лекции будут идти ежедневно с 9.00 до 10:30 на YouTube-канале Образовательного центра «Сириус» и на портале Культура.РФ (гуманитарный просветительский проект Министерства культуры России) в разделе «Смотреть». А также будут доступны для просмотра после окончания прямого эфира.
Даты 3 – 15 февраля (кроме 9.02)
Время: 9.00 – 10.30
Темы лекций (и ссылки на онлайн-трансляции)
3 февраля:
Мера условности и средства выразительности в гончарном искусстве
Что такое средства выразительности в искусстве? Использование различных средств выразительности в существующих видах искусства. Категория времени в живописи и скульптуре. Основные средства выразительности и степень свободы в гончарном искусстве.
4 февраля:
История возникновения теории цвета. Основные технологические и художественные особенности импрессионизма (неоимпрессионизма, постимпрессионизма). Что такое цветовой круг и как он используется в живописи и керамике.
5 февраля:
Основные характеристики линий. Математические линии и линии, используемые в конструировании профиля гончарных изделий. Дополнительные и смежные линии. Как определить необходимое и достаточное количество линий в профиле сосуда.
6 февраля:
Основные определения понятия ритма. Краткая история «Золотого сечения» и его применение в живописи, скульптуре и литературе.
7 февраля:
Теория конструирования гончарных форм
Применение золотых пропорций при конструировании гончарных сосудов. Основные принципы построения гончарных форм. Гармоничные сочетания математических линий. Прямая и обратная перспективы в гончарных формах.
8 февраля:
Музыка форм. Как пение связано с керамикой?
Краткая история возникновения пятистрочной музыкальной нотации. Пифагор и его теория консонансных сочетаний звуков. Построение гаммы форм. Минорные и мажорные формы. Связь русского знаменского распева и русской гончарной керамики XVII века.
10 февраля:
Художественные стили и их влияние на гончарные формы
Понятие художественных стилей. Художественные стили как способ познания мира. Теория художественных стилей Кон-Винера и Генриха Вёльфлина. Конструктивность, декоративность и орнаментальность в различных произведениях искусства и литературы. Изменение гончарных форм в зависимости от художественных стилей: светская и народная керамика.
11 февраля:
Майолика, фаянс, фарфор: керамические технологии и виды керамики
Техническая и художественная керамика. Основные технические параметры, влияющие на виды керамики: майолика, фаянс, фарфор, шамот, твердокаменные изделия и другие. Краткая история возникновения китайского, европейского и русского фарфора. Глазурованная керамика Египта, Мавритании, Испании, Италии и Центральной Европы.
12 февраля:
Каолины, глины, сланцы: материалы в керамике
Основные глинистые материалы: каолины, глины, сухари и сланцы. Характеристики глин в зависимости от температуры обжига. Химический состав глинистых материалов. Зависимость свойств глин от соотношения окиси алюминия, окиси кремния и различных плавней. Влияние процента спекаемости глины на качество изделия.
13 февраля:
Сушка, обжиг, послеобжиговая обработка
Изменение структуры и размеров глинистых материалов в процессе обжига. Режимы обжига. Виды обжигов: восстановительный, окислительный, политой. Основные причины брака при сушке и обжиге керамики.
14 февраля:
Основные очаги производства древнегреческой керамики: керамика Кипра, Крита (минойская культура), Коринфа и Афин. Основные стили древнегреческой керамики: камарес, натуралистический, дворцовый, геометрический, чернофигурный и краснофигурный.
15 февраля:
Русская традиционная гончарная керамика
Понятие народной культуры как искусствоведческого термина. Основные технологические приемы и формы русской традиционной гончарной керамики. Зависимость формы керамики от ее назначения и способа использования. Трансформация форм керамики от палеолита до наших дней. Русская гончарная керамика XXI века и ее значение в развитии национальной культуры.