Ученые из лаборатории когнитивных исследований Научно-технологического университета (НТУ) «Сириус», Томского государственного университета, Университета Квинс в Белфасте и Миланского университета Бикокка исследовали взаимосвязь личностных характеристик учеников с их оценками и обнаружили, что более добросовестные и доброжелательные школьники получают более высокие оценки за год. Учителя могут неосознанно встраивать свое восприятие ученика в оценку, которая должна определять только знания. Результаты исследования опубликованы в журнале «Personality and individual differences».
В исследовании участвовали 576 выпускников и 603 выпускницы Образовательного центра в возрасте 14-17 лет. Ребят привлекали из четырех направлений «Сириуса»: наука, искусство, спорт и литературное творчество. Ученые исследовали сложные взаимодействия между личностными характеристиками участников, поведенческими и эмоциональными проблемами, и их академической успешностью.
Работа велась в рамках большого проекта «Исследование индивидуальных различий в образовании и успешности» (IDEAs). Школьники рассказали о своих оценках за год по нескольким предметам, результатах основного государственного экзамена в 9 классе (ГИА), а также заполнили русские версии анкетных опросов для оценки «Большой пятерки» и «Темной триады» – это наиболее популярные модели трактования личностных характеристик людей в современной психологии.
«Большая пятерка», в соответствии с названием, предполагает, что личность человека включает пять общих и относительно независимых друг от друга черт – это экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная нестабильность (нейротизм) и открытость опыту. К «Темной триаде» относятся три черты – нарциссизм, макиавеллизм (манипулирование окружающими в собственных интересах) и психопатия (асоциальное поведение, импульсивность, сниженная эмпатия).
В современных исследованиях все эти качества связывают с академической успешностью. При этом исследования все больше показывают, что черты темной триады, на первый взгляд отражающие «негативную» сторону личности человека, могут позитивно отражаться на разных аспектах деятельности человека. Например, недавнее исследование показало, что нарциссизм увеличивает психологическую устойчивость и помогает легче переносить стрессы.
Ученые «Сириуса» вместе с коллегами проанализировали полученные данные и обнаружили, что чем ученик более добросовестный, тем выше его годовые оценки, но не оценки за ГИА – с ними связи не обнаружено. Вероятно, преподаватели учитывают не только знания, но и свое восприятие ученика при выставлении оценок за год. При оценивании ГИА это невозможно, так как работы оцениваются анонимно: эксперт не знает ученика, которого оценивает.
«Может быть множество объяснений того, что более добросовестные и доброжелательные ученики получают более высокие оценки. Например, они могут чаще подходить к учителю, задавать вопросы и из-за того, что они обращаются с вопросами, учитель может считать их более мотивированными и поэтому ставить оценки выше. Или будут просто знать больше. Если вы себя поставите на место учителя, вам наверняка будет приятнее работать со школьником, который демонстрирует свою мотивацию к обучению», – рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных и междисциплинарных исследований НТУ «Сириус» Максим Лиханов.
По словам ученого, данные, полученные в исследовании, не означают, что учителя оценивают школьников не по знаниям. Учитель может делать это бессознательно. Кроме того, данные исследования подтверждают, что школьная оценка от 1 до 5 (по факту от 3 до 5) несовершенна и, возможно, нуждается в доработке с учетом международного опыта. Исследовательская группа сейчас активно обсуждает это с учеными и практиками. В августе на базе НТУ «Сириус» пройдет конференция, где эксперты обсудят разные системы оценивания в школе.