help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Школьники приезжают в «Сириус», чтобы поучиться у лучших педагогов страны, подготовиться к Международным соревнованиям и олимпиадам. А через какое-то время возвращаются, чтобы поделиться своим опытом с новыми обучающимися. Так Никита Чернов, победитель Международной олимпиады по химии и выпускник программ Образовательного центра, студент Московского физико-технического института стал наставником для участников профильной программы по химии. В интервью Никита рассказал о своем опыте участия в олимпиадах, выборе университета и работе в качестве педагога.

– Когда вы увлеклись наукой?

– С младших классов. Мне кажется, что в начальной школе много кто ей увлекался. Почти все смотрели «Галилео», кто-то пытался провести дома простейшие опыты из этой программы. Например, смешивать соду с уксусом. Серьезно заниматься химией я стал, когда она началась в школе. В 8-м классе ходил на факультативы, участвовал в перечневых олимпиадах, а в 9-м классе стал частью олимпиадного движения.

– Наука – это личный выбор или родители хотели, чтобы вы стали ученым?

– У меня в семье никто не занимается наукой. Не могу сказать, что была идея сделать из меня ученого. Но родители давали какие-то книжки, показывали фильмы про естественные науки. Они всегда были «за», но не то чтобы это кто-то сильно «насаждал».

– Чем вы занимались в «Сириусе» в роли наставника?

– Я преподавал у девятиклассников образовательной программы по химии. У меня была команда из 20 человек, я их курировал. Проводил теоретические занятия, готовил практические работы. В основном на программе были призеры регионального этапа. У меня уже есть опыт работы с детьми, я вел факультативы в своей бывшей школе.

– Сейчас вы здесь в качестве педагога, но в школе приезжали в центр на образовательные программы. На какие?

– Я был на естественнонаучной программе, это один из этапов отбора на IJSO – Международную естественнонаучную олимпиаду школьников. Эта программа была конкретно подготовкой к олимпиаде. Там давался блок тем, и потом по этому блоку была олимпиада. В позапрошлом году приезжал на программу по химии. Прошел отбор по результатам Всеросса – в 10-м классе был призером. На химической программе не было конкретного блока тем, преподаватель сам решал, что сейчас более полезно.

– Какой опыт вы стараетесь передать школьникам в «Сириусе»?

– В первую очередь – не слишком зацикливаться на олимпиадах, не делать это главной целью жизни. Олимпиады – это спорт. Получается – хорошо, не получается, значит, в следующий раз получится. Ничего страшного в этом нет. Такая игра в каком-то смысле. Думаю, что сам не стал бы сильно переживать, если бы занял не призовое место.

– Как вы стали частью олимпиадного движения? Что дало участие в олимпиадах?

– В 7–8-м классах я больше занимался биологией, чем химией. Занял первое место на Школьной биологической олимпиаде. Также в 9–11-м классах я занимался физикой. Ездил на заключительный этап Всероссийской олимпиады по физике, стал призером. По этому диплому я и поступил на физтех, где сейчас учусь. Как таковой путь начался со сборов в Москве. Мы узнали о нем от нашей школьной учительницы. Поехали, написали вступительную олимпиаду с одноклассниками и прошли дальше. Когда ты вливаешься в олимпиадное движение, занимаешь призовые места, просто идешь дальше, совершенствуешься. На региональном этапе у меня было 2-е место по химии, на Всероссийском этапе также стал серебряным призером.

– С какого класса нужно начать подготовку к олимпиадам?

– Всеросс начинается в 9-м классе. У меня много знакомых, которые готовились несколько лет, так же знаю ребят, которые только в 10-м классе активно стали участвовать в олимпиадах. При этом тоже достигли больших успехов. Один из победителей Международной олимпиады по химии начал заниматься ей только в 10-м классе. Летом заинтересовался, решил выучить. Стал двукратным победителем.

– Как вы готовились? Что помогало работать?

– Очень помогают сборы. У нас были сборы команды Москвы к Всероссийскому этапу, потом сборы после Всеросса. Плюс сам читал книги, решал задачи. Но мне больше помогали сборы, чем самостоятельное изучение. Там была более систематизированная подача.

– Правда ли, что спустя несколько олимпиад волнение утихает?

– Мне кажется, что особо сильного волнения у меня никогда не было. Мне всегда был интересен сам процесс. Волновался на Межнаре во время награждения. Когда начинают с бронзы называть медали, волнение есть. А во время туров на него нет времени. 5 часов сидишь, пишешь 90 страниц, читаешь. Волноваться некогда.

– Трудно ли попасть на Международную олимпиаду?

– На Межнар по химии нет такой системы отбора, как на Всероссийской олимпиаде. На Всероссе отбирают около 25 участников на летние сборы. На них выбирают четырех человек, которые поедут на Международную олимпиаду. С химией нет такой системы, как на физике, когда в течение года очень много сборов.

– Расскажите о собственном опыте участия в Международной олимпиаде. Что для вас оказалось самым сложным?

– Очень много текста в заданиях. Было сложно все это прочитать, понять. Нужно быстро понимать, чего хотят в задачах. Времени задумываться там сильно нет. В таком формате сложно не делать ошибки, они в итоге, естественно, были. В основном потеря баллов происходит именно на глупых ошибках.

– Пройти на Межнар было вашей большой целью?

– У меня была такая цель. Но чтобы завершить олимпиадную карьеру на этой ноте. Повторюсь, олимпиада – это такая игрушка. Хочется в нее наиграться, достичь максимального результата и в институт идти с другими целями, оставив олимпиады как предыдущий этап. В этом плане Межнар был достаточно важной целью.

– С какими целями вы сейчас учитесь в университете?

– Хочу заниматься наукой. Не то чтобы это сильно получалось на первом курсе. Поскольку я поступил на физтех, на первом курсе у меня химии было достаточно мало, я сейчас больше занимаюсь изучением физики, математики. Здесь стоит разграничить олимпиады и обучение в университете – настоящую науку. Олимпиады – спорт на основе науки.

– Почему при выборе факультета выбор пал не в сторону химии? 

– Я всегда занимался физикой, биологией и химией. У меня никогда не было склонности идти в чистую химию, классическую. Сейчас более перспективны направления на стыке нескольких наук – биофизика, биохимия. Выпускники таких направлений могут стать специалистами в нескольких областях.

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!