Более 2350 педагогов из 82 субъектов России в очном и дистанционном форматах приняли участие во Всероссийском съезде учителей биологии. На заседаниях секций эксперты заслушали более 60 докладов и сообщений. По итогам проекта организаторы приняли резолюцию об изменении биологического образования в России – в ближайшее время она будет предложена на обсуждение в Министерство просвещения России и органы управления образованием.
6 декабря в «Сириусе» завершился Всероссийский Съезд учителей биологии «Развитие талантов каждого школьника в рамках научно-технологических приоритетов Российской Федерации». В докладах на секциях и дискуссиях на круглых столах особое место спикеры и организаторы уделили вопросам развития углубленного школьного биологического образования и совершенствования подготовки учителей биологии. В частности, эксперты говорили о требованиях к подготовке учителя, возможностях обеспечения классов и учебных лабораторий современными методическими и учебными материалами, а также о роли дополнительного образования и олимпиадного движения в развитии школьников.
В резолюции, вобравшей в себя клчеые инициативы участников Съезда, несколько основных пунктов. Принятый документ позже будет направлен в профильные ведомства для совершенствования законодательства об образовании на государственном уровне. В частности, эксперты и ученые предлагают завершить работу по созданию и утверждению современной Концепции школьного биологического образования.
В рамках Концепции должны формироваться региональные системы биологической подготовки школьников, проявляющих способности к изучению предмета. Важным элементом в этом механизме станет партнерское сетевое сотрудничество между школами, учреждениями дополнительного образования, вузами, научными организациями и индустриальными партнерами, причем и на региональном и на федеральном уровнях. Активная работа в этом направлении будет вестись в том числе и на базе региональных центров, созданных по модели «Сириуса», при участии «точек роста» в школах, школьных «Кванториумов», школ РАН и среднего профессионального образования.
Особое внимание в резолюции уделили вопросу повышения престижа профессии учителя: участники предложили пересмотреть экономическую модель материального поощрения педагога и предусмотреть отдельную оплату его методической и исследовательской деятельности.
Участники Съезда также решили включить в документ пункт о системе обязательного публичного обсуждения проектов федеральных стандартов и других методических материалов, регулирующих систему подготовки учителей биологии и школьного биологического образования. По правилам большая часть экспертного (педагогического) сообщества должна иметь возможность принимать участие в обсуждении.
Съезд счел необходимым разработать, апробировать и внедрить специальную модель подготовки учителя биологии с методологической и инфраструктурной составляющими в вузах, реализующих образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки». Особый акцент – на усилении предметного блока подготовки и расширении учебных практик по биологическим дисциплинам. Поэтому в педагогическом и научном сообществе должна быть разработана актуальная программы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в области современной биологии (включая генетику и генетические технологии). Дополнительным параграфом стало создание постоянно обновляемой государственной платформы методических инструментов и материалов для учителей.
Участниками рекомендовано разработать новые подходы к изучению биологии на профильном уровне, обновить содержание примерных основных общеобразовательных программ для базового уровня с учетом национальных приоритетов, развития науки и технологий в России, перевести биологию в категорию обязательных учебных областей на ступени среднего общего образования. Следующий этап – внедрить стандарт учебного кабинета по биологии и его технологического оснащения для школ и вузов.
Участники съезда особо отметили необходимость решения вопроса со снятием бюрократических препонов и оказанием особой поддержки внекабинетных форм работы, без которых невозможна качественная подготовка по биологии – исследовательские экспедиции, лабораторные практики в научных центрах, научные выезды и экскурсии.