Именно так называлась лекция заслуженного художника России, член-корреспондента Российской академии художеств (РАХ) Алексея Юрьевича Кравченко.
Кроме юных художников в актовом зале присутствовали воспитанники балетного направления. Заслуженный художник России считает такой интерес вполне объяснимым: «Различные виды искусства развиваются параллельно, и нам, художникам, кажется, что мы что-то утрачиваем или приобретем в рисовании, ровно такие же ощущения испытают в хореографии и в литературе».
Достаточно будет вспомнить великую эпоху Ренессанса или раннее Северное Возрождение, к которому принадлежал величайший художник Ян ван Эйк, главный персонаж сегодняшней лекции, живший в эпоху так называемой «яркой вспышки интеллекта человека во всех его проявлениях - науке, живописи, театре, архитектуре».
Пройдет еще 100 лет и люди откроют Америку, а то, что ранние голландцы сделали в изобразительном искусстве, так и останется непревзойденным и сопоставимым разве что с появлением Коперника и его революционным утверждением о том, что земля круглая.
Лекция по искусствоведению - лишь небольшая часть образовательной программы по направлению «Живопись», все учебное время юных художников в «Сириусе» расписано буквально по минутам: студийные мастер-классы, выезды на пленэр, встречи с мастерами живописи, открытые уроки.
Рафаэль говорил, что «творить надо одному, а учится в коллективе», потому что в группе – «ты учишься не только у педагога, но и у своих товарищей», - уверен заслуженный художник РФ Александр Юрьевич Кравченко. В сентябре в «Сириусе» художники занимаются группой 36 человек. Ребята приехали из 16 регионов России, самые отдалённые из которых Приморье и Магаданская область.
По мнению мастера, именно на таких занятиях дети особенно много узнают, а «информация, полученная через практику, отложившись в подсознании, обязательно даст о себе знать в тот момент, когда юный художник останется один на один с белым листом бумаги».
Пленэры и групповые мастер-классы, по словам член-корреспондента Российской академии художеств, самый эффективный формат работы с художниками, дающий возможность не столько консультировать, сколько практически отрабатывать навык рисования.
- В режиме мастер-класса ребята с самого начала до самого конца работы видят всю стадийность, всю последовательность моих действий, логику и этапы построения композиции. Это самый важный момент наших занятий – потому что так я показываю им самую верную и саму короткую дорожку для достижения их цели.
Единственное, что может нарушить планы художников, это погода. Одна малейшая капля – для акварелиста означает испорченную работу. На сентябрьской смене погода к искусству была милостива, только в район Красной поляны художники выезжали дважды, не считая пленэров, которые проходят на территории самого Образовательного центра.
Так, на последнем «домашнем» пленэре с Алексеем Юрьевичем Кравченко юные воспитанники рисовали букет цветов при солнечном свете.
- Я и мой ассистент шаг за шагом показываем ведение композиции. Вечером, после занятий, подсказываем ребятам, что нужно доделать по работам. На одном из мастер-классов я показывал, как писать грозу, пасмурный день, хотя за окном ярко светило солнце.
Алексей Юрьевич возвращается к лекции про Яна ван Эйка, заговорив о том, что великий мастер был человеком замкнутым и редко пускал в свою мастерскую посетителей. Оказывается, за шесть столетий в натуре художников мало что изменилось, современные живописцы часто не любят публичности, а если говорить о некоем профессиональном характере, то человеку с кистью впору учиться внутренней стойкости и терпению ничуть не меньше, чем это делают балетные артисты.
Еще художник обязательно должен быть образованным. Надо очень хорошо знать и понимать, что ты изображаешь и как, потому что «всегда найдётся специалист, который знает в этом вопросе больше и лучше в нем разбирается».
- Чтобы не сделать глупостей, художник должен постоянно самообразовываться. Искусство прежде всего должно быть умным, - считает член-корреспондента Российской академии художеств Кравченко.
Таким оно было у Яна ван Эйка, который со знанием дела прорисовывал на «Святой Варваре», полотне размером 18x31 сантиметров, изображающем строительство Собора, гримасу на лице каждого строителя, каждую деталь – будь то крошечная лебедка, строительные носилки или веревка.
Возможно, в этой «умной» точности и была главная загадка великого голландца…