help@sochisirius.ru

В феврале в «Сириусе» состоялась программа «Основы академической художественной школы: скульптура и рисунок». На этом профильном интенсиве ребята изучают, как скульптура связана с рисунком и композицией. В рамках программы участники работают с натуры и выполняют композиционные задания, где нужно применить фантазию и продемонстрировать навыки взаимодействия с разными материалами. Изучать скульптуру важно как мастерам, которые намерены связать жизнь с этим искусством, так и представителям других направлений. Понимание правил скульптуры делает картину более реалистичной, а значит, позволяет создавать гармоничные и наполненные работы. О том, какие качества и знания нужны юным скульпторам, поговорили с преподавателем февральской программы – профессором и заведующим кафедрой скульптуры, деканом факультета скульптуры, руководителем персональной учебной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина Андреем Новиковым. 

– Нужно ли художнику изучать скульптуру? 

– Скульптура развивает в человеке пространственное видение. Многие профессиональные художники-живописцы углубленно занимались скульптурой, чтобы качественно развивать свое творчество, а их сюжеты приобретали объемы, форму и вес. Простой сюжет – человека, облокотившегося рукой о спинку кресла, – можно изобразить совершенно по-разному. Есть картины, где сразу ощущаешь движение руки, в изображении чувствуются вес и динамика. Такая картина реалистична. А есть работы, лишенные движения. Из-за этого они сильно теряют в реалистичности. Это довольно сложная задача – показать на плоской поверхности движение, передать разговор, динамичное событие. И если, когда смотришь на статичную картину, создается ощущение динамики, значит, художник прекрасно справился с работой. 

– Как сформировать в себе такое пространственное мышление и какими еще навыками нужно обладать скульптору? 

– Много наблюдать и учиться. На мой взгляд, ключевую роль тут играют учителя и наставники – мастера, за плечами которых не одна успешно выполненная скульптура. 

Кроме того, очень важно развивать в себе не только художественные навыки, но и умение работать руками. Скульптор обязан владеть огромным количеством ремесленных задач: знать особенности работы с инструментом по глине, дереву, камню, уметь заточить инструмент, разбираться в свойствах разных материалов и понимать, какой из них лучше подойдет для реализации того или иного проекта. Чтобы погрузить начинающих мастеров во все эти сферы, мы в Академии художеств имени Ильи Репина проводим выездные занятия на каменно-перерабатывающем предприятии, студенты под руководством наставников сами изготавливают формы из разных материалов, очень подробно изучают основы бронзового литья, керамики, чеканки, виды глин, температурные режимы обжига. Это целая система погружения в мастерство, в основе которой очень много практики. 

Изучение скульптуры включает знакомство со многими науками, например, анатомией. Мы должны понимать пропорции тела, знать особенности строения и движения разных животных. Многие известные скульпторы углубленно занимались изучением анатомии. 

А еще для развития пространственного мышления нужно расширять кругозор. Известный скульптор Огюст Роден говорил: «Искусство находится на улице». Очень много мотивов для творчества можно найти в окружающей нас действительности. А для скульптора особенно важно наблюдать динамику, разные формы и движения. 

– С какими материалами работают школьники на программе? 

– Ребята осваивают традиционные материалы – керамическую глину и пластилин. Это та самая необходимая база, на которой при желании можно строить дальнейшие эксперименты. Самовыражение в искусстве, безусловно, очень важно, но любая работа должна иметь основу. Мне встречались работы, где нет никакой академической базы. И это сразу чувствуется. Скульптура должна иметь основание – для чего она сделана. 

– Где молодой скульптор может реализовать свой потенциал?

– Прежде всего, расскажу о трех направлениях, которые есть на нашем факультете скульптуры в академии. Первое направление – это классическая скульптура. Мастера, получившие эту профессию, занимаются созданием различных скульптурных произведений из камня, бронзы, металла и других материалов. При этом тематика современных работ может быть очень разной. Сегодня есть запрос на индивидуальное оформление различных пространств.Необычные скульптуры могут быть интересным элементом декора, отражая смыслы пространства и делая его уникальным. 

Второе направление – медальерное искусство. Выпускники этого направления разрабатывают дизайн и изготавливают юбилейные медали, монеты, награды и другие подобные произведения из металла. Третье направление – реставрации и воссоздания скульптур. Мастера здесь занимаются восстановлением каменных и бронзовых скульптур, реставрируя поврежденные или утраченные элементы. 

Конечно, есть и неочевидные, смежные профессии, где очень полезны знания скульптуры. Например, дизайн одежды или даже мультипликационное дело. Тут мы снова говорим о понимании объемов, форм и движения. Эти навыки дают огромное преимущество для представителей любых творческих профессий. 

– Существует ли, на ваш взгляд, конкуренция между классическим искусством, таким как скульптура, и цифровым творчеством? 

– Любой ресурс, который применяется для создания того или иного цифрового произведения, – это только инструмент. Самым важным все равно остается то, кто и как его применяет. Используя обычный молоток, можно создать из камня простой столбик, а можно – реалистичную скульптуру животного. То же самое относится к нейросетям и любым другим современным методам, которые применяются в том числе в творческих целях. При создании работы важны художественный вкус, глубина и выразительность. А все это приобретается в процессе профессионального обучения и становления художника. 

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!