Педагог образовательной программы Сириуса приоткрывает завесу тайны над «жемчужиной русского классического балета».
78 юных танцовщиков из Саратова, Калининграда, Кемерово, Перми, Красногорска, проявившие выдающиеся творческие способности в области хореографического искусства, посещали в октябре в Образовательном центре «Сириус» занятия интенсивной подготовки профильного направления. В рамках дополнительной общеразвивающей программы «Хореография: классический танец (балет)» для них проводились мастер-классы по народно-сценическому, историко-бытовому, классическому танцам, актёрскому мастерству, гриму, лекции по истории хореографического искусства.
Программа под руководством народных артистов России Светланы Захаровой и Николая Цискаридзе — в зоне эксперимента по освоению инновационных методов и современных педагогических практик с сохранением лучших традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.

Об одной из дисциплин программы — народно-сценическом танце, его истории и жанровых особенностях — рассказывает профессор кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца Московской государственной академии хореографии и кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России, лауреат учреждённого Министерством культуры России профессионального приза «Душа танца» Светлана Иванова.
— Народно-сценический танец, или, как раньше его называли, характерный, — жемчужина русского классического балета. Возник он не в России, но во многом благодаря «полётности русской души» именно у нас достиг таких творческих высот, что способствовало созданию собственной уникальной школы.
В XVII–XVIII веках характерными танцами называли народные жанровые и бытовые сценки с участием комедийных персонажей. Позднее на основе типичных жестов появляются персональные образные характеристики Арлекина, Пьеро, Матроса, Крестьянина, Разбойника... Колоссальную роль для танцевального искусства сыграл романтический балет, где характерным танцем стали называть народные, сознательно вплетаемые в ткань классических спектаклей. Со временем на классической основе начала формироваться академическая манера исполнения и сложное балетно-композиционное построение — усилились роль стопы и постановка корпуса, корректировке подверглись движения рук.

Блистательным исполнением характерных танцев прославилась Фанни Эльслер, великая австрийская танцовщица и прима-балерина Парижской оперы в 1834–1840 годах. В совершенстве владевшая исполнительской техникой, она считается родоначальницей этого жанра. Её «змеевидные» руки в старинном испанском танце Качуча и страстные движения корпусом приводили современников в неописуемый восторг.

В России интерес к национальным танцам возрос в связи с событиями Отечественной войны 1812 года. В дивертисментах Исаака Аблеца, Ивана Вальберха, Адама Глушковского, Ивана Лобанова русский танец становится ведущим. Позднее характерные танцы появляются в постановках Артура Сен-Леона, Мариуса Петипа, Льва Иванова. Этому во многом поспособствовало творчество венгерского танцовщика Альфреда Бекефи. Именно он привёз в Россию австро-венгерские танцы. Феликсу Кшесинскому мы должны быть благодарны за польскую хореографическую «волну», в частности, ставшую безумно популярной мазурку. Весомую лепту своим творчеством в дальнейшее развитие характерного танца внесли Михаил Фокин в Санкт-Петербурге и Александр Горский в Москве.

Возникали новые танцевальные элементы и композиционные построения. Характерный танец был уже не просто концертным номером, а неотъемлемой частью театрального действа. Вопрос о школе встал ребром. Усиленно работал в этом направлении балетмейстер Александр Ширяев. В 1939 году он вместе с коллегами Андреем Лопуховым и Александром Бочаровым издаёт первый учебник «Основы характерного танца», что становится важнейшей вехой хореографического искусства. Появление именно этой книги считается рождением уникальной дисциплины, аналогов которой нет в мире.
Современный народно-сценический танец во многом обязан хореодраме, в которой элементы драматической игры преобладают над хореографическими выразительными средствами. Неоценимый вклад в формирование жанра внесли хореографы Фёдор Лопухов, Ростислав Захаров, Леонид Лавровский, Вахтанг Чабукиани, Владимир Бурмейстер, Василий Вайнонен, Алексей Чичинадзе, Леонид Якобсон… В этой связи хочется отметить педагога нашей академии (тогда — училища) и ведущего солиста Большого театра Анатолия Кузнецова. При его участии проводились всевозможные семинары, показы, создавались программы, приглашались на занятия специалисты из разных республик СССР и стран!
Сегодня мы готовим универсальных артистов-танцовщиков, не проводя разделение по классическому и народно-сценическому амплуа. Другое дело, если детская душа больше предрасположена к характерному жанру в ключе эмоционального порыва. Бывает также, что у ребёнка меньше данных для классики, однако координация в наличии.

В Московской государственной академии хореографии я преподаю в старших классах, а в образовательных программах Сириуса участвуют ребята помладше. Например, сейчас это были учащиеся 4–5-х классов (народно-сценический танец начинают изучать четвероклассники). В трёх группах — по 15–20 человек. Плюс четвёртая группа, где возраст — на год старше. Юные танцовщики с таким удовольствием и даже азартом повторяют «говорящие» жесты рук в контексте разных характеров! Мы проходили испанские выстукивания, венгерские и польские пор де бра — систему согласованных движений рук и корпуса, придающую особую выразительность танцу и являющуюся связующим звеном его элементов.
Незабываемые народно-сценические образы, вошедшие в историю современного балетного искусства, созданы нашими легендами. На Майю Плисецкую Сергей Корень поставил «Пляски персидок» из оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». У Марины Семёновой был прекрасный номер в опере Жоржа Бизе «Кармен»…

Недавно в Большом театре восстановили балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского с великолепными характерными картинами. А вспомните исполненные страсти танцы в постановке Нины Анисимовой из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ»?! Или зажигательную мазурку, удивительную сарацинскую картину в балете Александра Глазунова «Раймонда», «Венгерскую рапсодию» Ференца Листа в «Коньке-горбунке» Цезаря Пуни, «Половецкие пляски» в опере Александра Бородина «Князь Игорь», «Краковяк» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин»?! Язык народно-сценического танца красноречив, универсален и востребован сегодня как никогда!

Следующая образовательная программа «Хореография: классический танец (балет)» пройдёт в Образовательном центре «Сириус» с 1 по 24 ноября. По вопросам участия можно обращаться по адресу: art@sochisirius.ru.