Тому же учил коллег выдающийся конструктор XX века, основатель советской космической программы и всего отечественного ракетостроения, академик Сергей Павлович Королёв. 12 января исполнилось ровно 110 лет со дня его рождения.
Рассказ о буднях легендарного Королёва, в группе которого до войны (1933) чертежником-конструктором работала мама космонавта Александрова - Валентина Васильевна: сначала в группе так называемого МосГИРДа (группа изучения реактивного движения при Осовиахиме), в маленьком подвальчике на Садово-Спасской, куда увлеченные идеей создания реактивного двигателя молодые изобретатели выносили из дома даже серебряные ложки, необходимые им для припоя. Позже к ней присоединился отец космонавта – Павел Сергеевич Александров.
Вместе родители Александрова, также под началом С.П. Королева, состояли в 4-ой группе (специализация «ракетные двигатели») объединённого Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). А в 60-е, трудились в составе ЦКБЭМ или по-другому НПО «Энергия».
Туда же, на «фирму Королева», как часто ласково сотрудники называют ведущее ракетно-комическое предприятие ОАО РКК «Энергия», в 1964 году в Отдел систем управления космических аппаратов пришел и сам Александр Павлович Александров. Теперь уже ветеран РКК «Энергия».
В семье Александровых сохранились редкие фотографии: Королев С.П. вместе с молодыми «ракетчиками» отдыхает на даче Александровых под Москвой, в селе Образцово. Теперь место этих фото в музее имени великого человека-эпохи Сергея Павловича Королева, а было время, когда великий «СП» (так его называли коллеги), согласно придуманной им же традиции дважды в год - 1 мая и 7 ноября - лично обходил все лаборатории и отделы научного института в Королеве (тогда еще в городе Калининграде Московской области), интересуясь у сотрудников «как дела и над чем они сейчас работают».
- А про «СП» даже шутка была, самого Королева, когда ему перед запуском представили модель искусственного спутника, назвав его Спутник Простейший или, другими словами, СП, Сергей Павлович улыбнулся и сказал: «Нет, это я - СП, а он – ПС (простейший спутник)».
Знакомство ребят с интересными фактами о жизни и открытиях Королева, о запуске первого искусственного спутника Земли (1957) и первом в мире полете человека в космос (1961) продолжилось документальным фильмом, после которого Александр Александров ответил на вопросы школьников, участников январской образовательной смены.
– Александр Павлович, а каково было Вам впервые оказаться в космосе? И скучаете ли Вы по полетам?
– Разных эмоций было много. Во-первых, я был благодарен судьбе за такую возможность. Во время самих полетов было и тоскливо немного, скучал по родным, по Земле. Бывало, терял счет времени: летал и думал: «а сколько я уже тут нахожусь?». Что до вопроса, скучаю ли я по полетам… В первое время после того, как перестал летать – скучал особенно. Очень хотелось выйти на орбиту в третий раз. Была возможность даже на шаттле полететь. Но я понял, что нужно дать дорогу новому поколению космонавтов.
– Долго ли привыкаешь к невесомости?
– Все зависит от организма. Обычно привыкаешь за несколько дней. В первом полете мне хватило 3 дней, никаких проблем не было, чувствовал себя хорошо. А во втором полете – даже не заметил. Гораздо сложнее протекает адаптация на Земле. Восстанавливается организм примерно столько, сколько и был в полете: полгода летал — полгода примерно и необходимо чтобы прийти в себя на Земле.
– Как меняется сознание человека, который побывал в космосе?
– Обретаются новые привычки, от которых потом тяжело избавиться. Были неловкие случаи – брал ручку, чтобы дать автограф, а потом, забыв о гравитации, бросал ее. Та, разумеется, падала. Выработалась привычка, как в космосе, отталкиваться от кровати, чтобы подняться с нее. Еще после возвращения на Землю первое время было тяжело даже книгу поднять, казалось, она не меньше 5 килограммов весит. А как меняется сознание? Во-первых, в памяти увековечивается все увиденное во время полета. Представьте – видеть прекрасную красивую Землю в иллюминаторе. Начинаешь мыслить более глобально, в масштабах Вселенной. Появляется своего рода ответственность за планету.
– Как известно, в истории космических полетов была катастрофа, когда погиб космонавт, находившийся на борту «Союза-1», который при приземлении врезался в землю. Как сейчас усовершенствуется посадочная система космических кораблей?
– Посадочная система «Союза» работала в том числе и на парашютах, которые раскрывались на определенном расстоянии от земли. Корабль упал, когда не раскрылся основной купол, а стропы запасного запутались и тоже не дали раскрыться. Ненадежность парашютов еще и в том, что ими начинают руководить все ветровые потоки. Во время спуска аппарат может сместиться с периметра, в который ему нужно приземлиться. К тому же у «Союза» двигатели мягкой посадки включаются за несколько секунд до касания, лишь смягчая удар. Что придумали сейчас: у новых пилотируемых транспортных кораблей (ПТК), вдобавок к трехкупольной парашютной системе, срабатывает мощный двигатель, который способствует мягкой посадке. Твердотопливная посадочная двигательная установка вместе с парашютами обеспечивает плавное торможение корабля. Таким кораблем нового поколения будет «Федерация».
– Когда мы снова полетим на Луну?
– Для полета на Луну нужна ракета сверхтяжелого класса, которая сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку хотя бы до 70-90 тонн. Прежде, чем ее доработают, пройдет еще не один год. Планируется, что полет пилотируемого корабля нового поколения на Луну осуществится в период с 2025 до 2030 года.
– В космосе, где нет силы тяжести невозможно определить, где верх, а где низ: как вы ориентировались в пространстве?
– По цвету. На станции потолок был белый, борта – зеленоватые, а пол малинового цвета. Это помогало ориентироваться.
– Если бы Вам предложили участвовать в уникальном космическом проекте – лететь к далекой планете, но не факт, что получилось бы вернуться обратно, Вы бы согласились?
– Человек не может жить без идеи и авантюризма. Очень непросто отказаться от полетов в космос, если хоть раз там бывал. Луна, или любые другие планеты, остаются привлекательными для космонавта всю его жизнь.
***
Александр Павлович Александров – летчик-космонавт СССР, академик Международной академии информатизации, дважды Герой Советского Союза, кавалер 2-х орденов Ленина и медалей «Золотая Звезда»; награжден медалью «За заслуги в освоении космоса».
Участвовал в проведении тренировок космонавтов по теме «Волчок», был представителем ЦКБЭМ в группе анализа деятельности космонавтов во время летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). Организовывал и проводил тренировки экипажей на летных экземплярах орбитальных станций серии ДОС на космодроме. Имеет 2 выхода в открытый космос, общая продолжительность полетов - 309 суток 18 часов 02 минуты 58 сек.