Программа «Журналистика и нон-фикшн» была реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».
Заявки на образовательную программу принимались до 1 августа 2018 года.
По вопросам участия в образовательной программе просим обращаться по адресу: lit@talantiuspeh.ru.
Ответы на часто задаваемые вопросы.
Октябрьская образовательная программа была посвящена журналистике и нон-фикшену и состояла из трех модулей: мастерские, семинары и журналистский проект.
За 24 дня школьники научились создавать и оформлять тексты новой природы, узнали специфику написания разножанровых журналистких работ, получили практические навыки в области журналистики и редакторского дела от ведущих профессионалов своей сферы и исследовали тенденции современного образования в рамках проектного журналистского расследования.
Все участники программы в ходе ее реализации:
Журналистские семинары
Интервью — Ачильдиев Сергей Игоревич, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Союза писателей Санкт-Петербурга
Психологический портрет — Башмакова Мария Александровна, журналист изданий «Огонек» (ИД «Коммерсант»), «Русский мир», «Фонтанка» (СПб), «Новая газета в Санкт-Петербурге», обладатель независимой премии «Редколлегия», победитель конкурса «Золотое перо» 2016
Репортаж — Кудрявцева Александра Владимировна, шеф-редактор программы «Новости» на телеканале ОТР, кандидат филологических наук
Очерк — Терентьев Денис Геннадьевич, член Международного Союза журналистов, член Союза писателей Санкт-Петербурга
Авторская колонка — Тимченко Инна Святославовна, журналист, старший преподаватель СПБГУ
Журналистский проект
Заказчик проекта: Институт Педагогики СПбГУ
Техническое задание: провести журналистское расследование и создать пресс-портрет явления на основе очных и заочных интервью и материалов публикаций в Интернет.
Название проекта:
1. Геймификация в образовании
2. Образование + развлечение = Edutainment (эдьютейнмент)
3. Электронное обучение. E-learning
4. Смешанное обучение (blended learning) и «перевернутый» класс
5. Когнитивные технологии в образовании
Задачи:
1. Найти ответы на вопросы:
В чём педагогическая суть явления?
На каких идеях/принципах строится?
Какие определения ключевых понятий дают словари, справочники?
Как, когда и где возникло?
Есть ли у явления автор/авторы?
Насколько распространено в современной образовательной практике? (с 2-3 иллюстративными кейсами, представленными как аннотированные ссылки)
2. Выполнить SWOT-анализ образовательного явления с позиций взгляда на современную российскую школу.
3. Представить итоговый доклад на конференции.
Формат доклада (презентации) по итогам проектной сессии предполагает:
— презентацию в формате Prezi (оффлайн), в которой следует отобразить вышеперечисленные позиции/вопросы;
— визуальную метафору образовательного тренда в докладе (презентации);
— интерактивное представление для зала.
Мастерские
Азбель Анастасия Анатольевна — «Мастерская разумных суждений и научного бреда»
Участники мастерской стали специалистами в области будущего, поработали с пророчествами, предсказаниями и прогнозами, а также освоили аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата были созданы тексты — решение парадоксальных кейсов.
Бачманова Елена Сергеевна — «Просто о сложном: инфографика»
Мастерская предполагала работу в качестве коммуникационных дизайнеров, художников, журналистов, исследователей. Участники мастерской научились преобразовать текст в изображение и доносить сложную для восприятия информацию посредством графических рассказов с использованием картинок, символов, диаграмм, схем и карт.
Браташ Валентина Сергеевна, Зверева Валерия Сергеевна — «Скетчбук»
Участники мастерской попробовали себя в роли иллюстраторов. Они научились применять разные техники: создали картины из подручных средств и обычного мусора, преобразовали информацию в скетчи и собрали портфолио работ-зарисовок.
Илюшин Леонид Сергеевич — «Мастерская живого текста»
Во время работы в мастерской ее участники попробовали себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях выполнялись упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской стал текст путеводителя по октябрьскому «Сириусу».
Кудряшов Егор Станиславович — «Мастерская графических историй»
Комиксы, графические новеллы и рисованные истории — это способ передачи мыслей и чувств путем «последовательных изображений». Комиксы — это также международный язык со своей пунктуацией и грамматикой. Мастерская графических историй помогла заговорить на этом языке: ее участники освоили основные этапы создания комикса, научились отличать кроссовер от фэнзина, а также придумали собственную графическую историю.
Раппопорт Римма Вадимовна — «Блогпост»
Участники мастерской научились современно и своевременно высказываться на волнующие темы в формате блога, узнали, как писать интересные и содержательные посты в разных жанрах, научатся подбирать нужные слова и отказываться от лишних, смогут поработать над собственным стилем письма.
Манухина Софья Владимировна — «Пиши, снимай»
Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобрел два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадали свой мультфильм в технике stop-motion.
Чэн Глеб Николаевич — «Цифровой сторителлинг»
«Цифровой сторителлинг» — это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории с помощью цифровых технологий. Фото, видео, интерактивные карты и многое другое — в бой идут все современные визуальные средства. На мастерской её участники узнали, что такое лонгрид и чем он отличается от обычных статей в интернете, познакомились с основами веб-дизайна, а также научились верстать и создавать сайты без знания языков программирования.
Мастер-классы
Давай поговорим. Интервью от А до Я; Я взял интервью, что дальше? — Алексеева Светлана Владимировна, специалист по связям с общественностью и рекламе, пресс-секретарь, журналист, копирайтер
Жизнь в кадре: основы работы перед камерой — Тарасюк Константин Сергеевич, ведущий телеканала «ЖАРА» (ex. «МУЗ-ТВ» и «Ю»)
Осторожно, фейк! Источники информации — Шолмов Константин Евгеньевич, преподаватель кафедры периодической печати / цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, журналист, директор по развитию журнала SciencePop
НИР: популярно о научном — Браташ Валентина Сергеевна, аспирант СПбГУ, главный специалист по профильному обучению и методической работе Центра образовательных программ «Сириуса»
Искусство модерирования; Аргументация без границ — Гаврилов Сергей Борисович, председатель федерации дебатов, генеральный директор компании «Бисмарт»
Метафора жизненного пути — Азбель Анастасия Анатольевна, доцент СПбГУ, кандидат психологических наук
Учимся читать вслух — Илюшин Леонид Сергеевич, доцент СПбГУ, доктор педагогических наук
Комикс_критика — Кудряшов Егор Станиславович, аспирант СПбГУ, заместитель директора Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ
Как писать новости? — Манухина Софья Владимировна, магистр СПбГУ, специалист по профильному обучению и методической работе Центра образовательных программ «Сириуса»
От эмоции к тексту — Новосёлова Дарья Николаева — магистр СПбГУ, главный специалист отдела внеучебной деятельности «Сириуса»
Школа волонтеров чтения — Раппопорт Римма Вадимовна, аспирант СПбГУ, учитель первой категории, блогер
В программе «Журналистика и нон-фикшн» приняли участие 82 российских школьника из 39 регионов РФ, добившиеся успехов в изучении журналистики, русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности.
Конкурсный отбор происходил в соответствии с утвержденными критериями и показателями.
Со списком участников сентябрьской программы можно ознакомиться здесь.
Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук
Специалист по связям с общественностью и рекламе, пресс-секретарь, журналист, копирайтер
Доцент НИИ ВШЭ, кандидат филологических наук, шеф-редактор первой категории программы «Новости» АНО «ОТР»
Российский журналист и писатель, член Международного Союза журналистов, член Союза писателей Санкт-Петербурга
Старший преподаватель кафедры международной журналистики СПбГУ, главный редактор информационно-образовательного портала «Первая линия», член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член жюри конкурса «Проба пера» (Олимпиада школьников СПбГУ)
Преподаватель кафедры периодической печати / цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, журналист, директор по развитию журнала SciencePop
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук
Кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Ведущий телеканала «ЖАРА» (ex. «МУЗ-ТВ» и «Ю»)
Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Союза писателей Санкт-Петербурга
Журналист изданий «Огонек» (ИД «Коммерсант»), «Русский мир», «Фонтанка» (СПб), «Новая газета в Санкт-Петербурге», обладатель независимой премии «Редколлегия», победитель конкурса «Золотое перо», 2016
Сооснователь агентства коммуникационных решений BEsmart, рулевой питерской Федерации дебатов, ведущий Digitale, Nordic Bussiness Forum, «Лучше здесь», Startup Day ФРИИ, Science Slam, других деловых и научных мероприятий.
аспирант СПбГУ
Магистр СПбГУ, главный специалист по направлению «Литературное творчество» Образовательного Фонда «Талант и успех»
Учитель первой категории, член союза писателей Санкт-Петербурга, блогер, преподаватель-исследователь СПБГУ
Кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук
Группа литературного института НИИЧАВО им. А. Б. Стругацких.
В рамках реализации программы «Литературное творчество» лучшие работы стажеров публикуются в Альманахе Образовательного центра «Сириус».