help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
1-24 октября 2018

Литературное творчество: «Журналистика и нон-фикшн»

Программа «Журналистика и нон-фикшн» была реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».

Заявки на образовательную программу принимались до 1 августа 2018 года.

По вопросам участия в образовательной программе просим обращаться по адресу: lit@talantiuspeh.ru.

Ответы на часто задаваемые вопросы.

О программе

Октябрьская образовательная программа была посвящена журналистике и нон-фикшену и состояла из трех модулей: мастерские, семинары и журналистский проект.

За 24 дня школьники научились создавать и оформлять тексты новой природы, узнали специфику написания разножанровых журналистких работ, получили практические навыки в области журналистики и редакторского дела от ведущих профессионалов своей сферы и исследовали тенденции современного образования в рамках проектного журналистского расследования.

 

Все участники программы в ходе ее реализации:

  • проявили себя в одном из жанров литературы, создав авторский текст: интервью, репортаж, авторскую колонку, очерк и психологический портрет (лучшие работы и критические отклики на них будут опубликованы в Альманахе);
  • в составе творческого коллектива приняли участие в журналистском проекте — провели журналисткое расследование, проанализирвали тренды современного образования и представили пресс-портрет явлений на конференции;
  • изучили методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями в рамках проекта «Школа волонтеров чтения»;
  • прослушали цикл лекций по журналистике и современному образованию, стали активными участниками мастер-классов, семинаров и мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества;
  • совершили литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера). 

 

Журналистские семинары

Интервью — Ачильдиев Сергей Игоревич, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Союза писателей Санкт-Петербурга

Психологический портрет — Башмакова Мария Александровна, журналист изданий «Огонек» (ИД «Коммерсант»), «Русский мир», «Фонтанка» (СПб), «Новая газета в Санкт-Петербурге», обладатель независимой премии «Редколлегия», победитель конкурса «Золотое перо» 2016

Репортаж — Кудрявцева Александра Владимировна, шеф-редактор программы «Новости» на телеканале ОТР, кандидат филологических наук

Очерк — Терентьев Денис Геннадьевич, член Международного Союза журналистов, член Союза писателей Санкт-Петербурга

Авторская колонка — Тимченко Инна Святославовна, журналист, старший преподаватель СПБГУ

 

Журналистский проект 

Заказчик проекта: Институт Педагогики СПбГУ

Техническое задание: провести журналистское расследование и создать пресс-портрет явления на основе очных и заочных интервью и материалов публикаций в Интернет.

Название проекта: 

1. Геймификация в образовании

2. Образование + развлечение = Edutainment (эдьютейнмент)

3. Электронное обучение. E-learning

4. Смешанное обучение (blended learning) и «перевернутый» класс

5. Когнитивные технологии в образовании

Задачи:

1. Найти ответы на вопросы:
В чём педагогическая суть явления? 
На каких идеях/принципах строится?
Какие определения ключевых понятий дают словари, справочники? 
Как, когда и где возникло?
Есть ли у явления автор/авторы?
Насколько распространено в современной образовательной практике? (с 2-3 иллюстративными кейсами, представленными как аннотированные ссылки)

2. Выполнить SWOT-анализ образовательного явления с позиций взгляда на современную российскую школу.

3. Представить итоговый доклад на конференции.
Формат доклада (презентации) по итогам проектной сессии предполагает:
— презентацию в формате Prezi (оффлайн), в которой следует отобразить вышеперечисленные позиции/вопросы;
— визуальную метафору образовательного тренда в докладе (презентации);
— интерактивное представление для зала. 

 

Мастерские

Азбель Анастасия Анатольевна — «Мастерская разумных суждений и научного бреда»

Участники мастерской стали специалистами в области будущего, поработали с пророчествами, предсказаниями и прогнозами, а также освоили аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата были созданы тексты — решение парадоксальных кейсов.

Бачманова Елена Сергеевна — «Просто о сложном: инфографика»

Мастерская предполагала работу в качестве коммуникационных дизайнеров, художников, журналистов, исследователей. Участники мастерской научились преобразовать текст в изображение и доносить сложную для восприятия информацию посредством графических рассказов с использованием картинок, символов, диаграмм, схем и карт.

Браташ Валентина Сергеевна, Зверева Валерия Сергеевна — «Скетчбук»

Участники мастерской попробовали себя в роли иллюстраторов. Они научились применять разные техники: создали картины из подручных средств и обычного мусора, преобразовали информацию в скетчи и собрали портфолио работ-зарисовок.

Илюшин Леонид Сергеевич  — «Мастерская живого текста»

Во время работы в мастерской ее участники попробовали себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях выполнялись упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской стал текст путеводителя по октябрьскому «Сириусу».

Кудряшов Егор Станиславович — «Мастерская графических историй»

Комиксы, графические новеллы и рисованные истории — это способ передачи мыслей и чувств путем «последовательных изображений». Комиксы — это также международный язык со своей пунктуацией и грамматикой. Мастерская графических историй помогла заговорить на этом языке: ее участники освоили основные этапы создания комикса, научились отличать кроссовер от фэнзина, а также придумали собственную графическую историю.

Раппопорт Римма Вадимовна — «Блогпост»

Участники мастерской научились современно и своевременно высказываться на волнующие темы в формате блога, узнали, как писать интересные и содержательные посты в разных жанрах, научатся подбирать нужные слова и отказываться от лишних, смогут поработать над собственным стилем письма.

Манухина Софья Владимировна — «Пиши, снимай»

Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобрел два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадали свой мультфильм в технике stop-motion.

Чэн Глеб Николаевич — «Цифровой сторителлинг»

«Цифровой сторителлинг» — это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории с помощью цифровых технологий. Фото, видео, интерактивные карты и многое другое — в бой идут все современные визуальные средства. На мастерской её участники узнали, что такое лонгрид и чем он отличается от обычных статей в интернете, познакомились с основами веб-дизайна, а также научились верстать и создавать сайты без знания языков программирования.

Мастер-классы

Давай поговорим. Интервью от А до Я;  Я взял интервью, что дальше? — Алексеева Светлана Владимировна, специалист по связям с общественностью и рекламе, пресс-секретарь, журналист, копирайтер

Жизнь в кадре: основы работы перед камерой — Тарасюк Константин Сергеевич, ведущий телеканала «ЖАРА» (ex. «МУЗ-ТВ» и «Ю»)

Осторожно, фейк! Источники информации — Шолмов Константин Евгеньевич, преподаватель кафедры периодической печати / цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, журналист, директор по развитию журнала SciencePop

НИР: популярно о научном — Браташ Валентина Сергеевна, аспирант СПбГУ, главный специалист по профильному обучению и методической работе Центра образовательных программ «Сириуса»

Искусство модерирования; Аргументация без границ — Гаврилов Сергей Борисович, председатель федерации дебатов, генеральный директор компании «Бисмарт»

Метафора жизненного пути — Азбель Анастасия Анатольевна, доцент СПбГУ, кандидат психологических наук

Учимся читать вслух — Илюшин Леонид Сергеевич, доцент СПбГУ, доктор педагогических наук

Комикс_критика — Кудряшов Егор Станиславович, аспирант СПбГУ, заместитель директора Академической гимназии им. Д. К. Фаддеева СПбГУ

Как писать новости? — Манухина Софья Владимировна, магистр СПбГУ, специалист по профильному обучению и методической работе Центра образовательных программ «Сириуса»

От эмоции к тексту — Новосёлова Дарья Николаева — магистр СПбГУ, главный специалист отдела внеучебной деятельности «Сириуса»

Школа волонтеров чтения — Раппопорт Римма Вадимовна, аспирант СПбГУ, учитель первой категории, блогер

Участники и порядок отбора

 

В программе «Журналистика и нон-фикшн» приняли участие 82 российских школьника из 39 регионов РФ, добившиеся успехов в изучении журналистики, русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности. 

 

Конкурсный отбор происходил в соответствии с утвержденными критериями и показателями.

 

Со списком участников сентябрьской программы можно ознакомиться здесь.

 

Приглашенные преподаватели

Казакова
Елена Ивановна

Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Галактионова
Татьяна Гелиевна

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук

Алексеева
Светлана Владимировна

Специалист по связям с общественностью и рекламе, пресс-секретарь, журналист, копирайтер

Кудрявцева
Александра Владимировна

Доцент НИИ ВШЭ, кандидат филологических наук, шеф-редактор первой категории программы «Новости» АНО «ОТР»

Терентьев
Денис Геннадьевич

Российский журналист и писатель, член Международного Союза журналистов, член Союза писателей Санкт-Петербурга

Тимченко
Инна Святославовна

Старший преподаватель кафедры международной журналистики СПбГУ, главный редактор информационно-образовательного портала «Первая линия», член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член жюри конкурса «Проба пера» (Олимпиада школьников СПбГУ)

Шолмов
Константин Евгеньевич

Преподаватель кафедры периодической печати / цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, журналист, директор по развитию журнала SciencePop

Илюшин
Леонид Сергеевич

Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук

Азбель
Анастасия Анатольевна

Кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Тарасюк
Константин Сергеевич

Ведущий телеканала «ЖАРА» (ex. «МУЗ-ТВ» и «Ю»)

Ачильдиев
Сергей Игоревич

Член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Союза писателей Санкт-Петербурга

Башмакова
Мария Александровна

Журналист изданий «Огонек» (ИД «Коммерсант»), «Русский мир», «Фонтанка» (СПб), «Новая газета в Санкт-Петербурге», обладатель независимой премии «Редколлегия», победитель конкурса «Золотое перо», 2016

Гаврилов
Сергей Борисович

Сооснователь агентства коммуникационных решений BEsmart, рулевой питерской Федерации дебатов, ведущий Digitale, Nordic Bussiness Forum, «Лучше здесь», Startup Day ФРИИ, Science Slam, других деловых и научных мероприятий.

Кудряшов
Егор Станиславович

аспирант СПбГУ

Новоселова
Дарья Николаевна

Магистр СПбГУ, главный специалист по направлению «Литературное творчество» Образовательного Фонда «Талант и успех»

Раппопорт
Римма Вадимовна

Учитель первой категории, член союза писателей Санкт-Петербурга, блогер, преподаватель-исследователь СПБГУ

Руководители

Азбель
Анастасия Анатольевна

Кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Илюшин
Леонид Сергеевич

Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук

Альманах и НИИЧАВО

Группа литературного института НИИЧАВО им. А. Б. Стругацких. 

В рамках реализации программы «Литературное творчество» лучшие работы стажеров публикуются в Альманахе Образовательного центра «Сириус». 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!