История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Родиной этой игры считается Индия. Именно там, по версии учёных, шахматные фигуры делали первые ходы по клеткам на доске. Появившись много веков назад, шахматы распространились по всему миру, став одной из самых популярных игр за всю историю человечества.
На сегодняшний день существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами и размерами доски. Соперники могут играть как один на один, так и командой. Есть классические и быстрые шахматы. Ежегодно правила игры усложняются, а требования к игрокам становятся жестче.
Каждый месяц в «Сириус» приезжают юные шахматисты, чтобы получить уроки у лучших тренеров и гроссмейстеров. О тонкостях обучения и секретах победы рассказал международный мастер, залуженный тренер БССР, автор шахматных книг «Стратегия эндшпиля» и «Контуры эндшпиля» Михаил Израилевич Шерешевский.
- Как построен образовательный процесс в «Сириусе» у юных шахматистов?
- Образовательный процесс разделён на две части. Шахматисты из глубинки, не имеющие сильных тренеров на местах, остаются в «Сириусе» на несколько смен. Ребята проходят здесь обучение – это длительный планомерный процесс, который рассчитан на полгода. Другие школьники, у которых в городах есть сильные шахматные школы (это, в основном, Москва и Санкт-Петербург) приезжают на 12 дней. Они проходят подготовку в «Сириусе» по принципу спортивных сборов перед соревнованиями. Квалифицированные специалисты помогают решить юным шахматистам накопившиеся за последний промежуток времени проблемы и ответить на профессиональные вопросы. Ребята обмениваются идеями и опытом. У шахматистов есть свой график соревнований, под который они подстраиваются. В «Сириусе» сейчас находятся достаточно сильные игроки: два чемпиона мира, призёры и чемпионы Европы различных возрастов.
- Каких успехов добились ребята, которые регулярно приезжают в «Сириус» и проходят в Центре длительную подготовку?
- Есть примеры высоких результатов. Например, Лея Гариффулина из Екатеринбурга не пропустила практически ни одной сессии и стала серебряным призёром Европы среди девушек. Эва Степанян из Пятигорска завоевала «бронзу» на Чемпионате Европы. Есть и другие ребята, прогресс которых очевиден.
- Всем известно, что шахматы развивают интеллект. А какие личностные качества воспитывает эта игра?
- Шахматы развивают много положительных качеств характера. Во-первых, это ответственность. В игре ты делаешь ход и несёшь за него ответственность. Если сделаешь неправильный ход – проиграешь. Это приучает и в жизни отвечать за свои поступки. Во-вторых, шахматы учат просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд. Я не знаю среди шахматистов наркоманов. Потому что, если ты просчитаешь последствия хотя бы на один ход вперёд, ты поймёшь, чем это закончится. Таким образом, шахматы несут в себе пользу как для игрока, так и для общества.
- Говорят, чтобы хорошо играть в шахматы, нужен особый склад ума и характера…
- Я не могу согласиться с этим утверждением. На мой взгляд, никакого особого склада характера и ума не требуется. Скорее, шахматы формируют характер и ум. Само по себе умение играть в шахматы и интеллект – это разные вещи. Но часто победу в шахматах ассоциируют с интеллектуальным превосходством, и это неправильно. На самом деле, чтобы выиграть у достойного соперника, нужно часто принимать рискованные решения. Возьмём, к примеру, ситуацию, когда у двух соперников примерно равные позиции. Если они будут играть спокойно и делать осторожные, предсказуемые ходы, партия, скорее всего, закончится ничьёй. А если один из игроков рискнёт, он может, конечно проиграть, но вероятность выиграть тоже увеличивается. То есть для игры на победу в примерно равной позиции иногда необходимо делать рискованные ходы на 3 результата: выигрыш, проигрыш, ничья. Поэтому игроку нужны бойцовские качества. Приведу пример: участница мартовской смены чемпионка России и Европы Катя Гольцева в московском турнире «Moscow Open» выиграла пару партий у гроссмейстеров и в последнем туре могла сделать ничью с членом сборной России, но она рискнула и проиграла. Я её похвалил. Ведь, в следующий раз, вполне возможно, что в такой же ситуации она выиграет.
- Часто ли на результат игры в шахматах влияет банальный человеческий фактор?
- Да, конечно, человеческий фактор присутствует в любой игре. Если случаи, когда играют два равных по силам шахматиста, и один всё время проигрывает.
- В последние годы популярны шахматные партии «компьютер-человек»…
- Уже сейчас чемпионы мира не могут выиграть у компьютера. У человека и программы разные алгоритмы выбора хода: человек объективно оценивает позицию, но перебрать все возможные варианты и просчитать все ходы, как компьютер, он не может. Поражение человека связано не с тем, что компьютер играет сильнее. Компьютер пока не может учесть все возможные факторы, влияющие на игру, как это делает живой игрок. Разница в том, что компьютер не устаёт и не подвержен эмоциям, а человеку свойственно ошибаться. Вероятность ошибки со стороны человека несоизмеримо выше. Но вряд ли кому-то будет интересно наблюдать за соревнованиями по шахматам среди компьютеров. Это всё равно что смотреть состязания подъёмных кранов по поднятию тяжестей.
- А в каком возрасте нужно учиться играть в шахматы, чтобы стать чемпионом?
- Желательно, не позднее шести лет. За последние годы значительно возрос объём информации, который нужно усвоить игрокам. Если раньше лучшим возрастом для шахматиста считали 33 года (возраст чемпионов), то теперь это уже предпенсионный возраст для игроков. Сегодня гроссмейстерами становятся с 15-ти лет. Норвежскому шахматисту Магнусу Карлсену – 26, а он уже выиграл три матча на звание чемпиона мира.
- Почему шахматы так помолодели?
- Прежде всего, потому что в условиях жёстких временных ограничений, которые есть сейчас, молодым игрокам легче удается держать концентрацию. Ведь можно сделать 39 прекрасных ходов, потом расслабиться, допустить ошибку 40-м ходом, и проиграть. И вся прекрасная работа идет насмарку.
- Что для Вас шахматы – это спорт, игра, искусство или наука?
- Спортивный элемент превалирует в шахматах, но для меня это, прежде всего, игра, альтернативы которой пока не придумали. В шахматах есть элементы науки, искусства и спорта. Это борьба, противодействие двух армий. В какой-то степени шахматы – это модель реальной жизни, где сталкиваются противоборствующие стороны, разные характеры, в воздухе висит напряжение, кто-то принимает решения последовательно и осторожно, а кто-то рискует, и результат игры далеко не всегда можно предугадать.