Наша Вселенная, со всеми ее галактиками, гравитационными линзами, черными дырами и скоплениями межгалактических газов – это огромное пространство, которое расширяется с ускорением. Чтобы понять, как устроена Вселенная, важно мыслить глобально, понимать законы развития и наиболее общие эпохи ее истории. Разобраться в этом воспитанникам «Сириуса» помогают ученые, такие как доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН (Нижний Архыз) Олег Верходанов.
«Сегодняшняя лекция была адресована младшим школьникам, и я постарался доступно рассказать им о космологии, науке, которая существует на стыке физики, астрономии и других научных областей, а также коснулся основных вопросов возникновения Вселенной. Я с ребятами уже общался ранее и примерно знал, о чем им хотелось бы узнать еще. Поэтому включил в лекцию и рассказ об исследованиях, которые помогают нам в поисках внеземных цивилизаций, уделил также временя вопросам сверхмассивных черных дыр и теории их возникновения», – пояснил педагог.
Школьники уже знают, что существенную роль в понимании природы Вселенной сыграла радиоастрономия, получившая свое развитие в 50-70-е годы ХХ века, и много вопросов к педагогу было именно по этой теме.
«История радиоастрономии связана с уникальными астрофизическими экспериментами. Мы попросили педагога рассказать о них, а также о том, как именно ученые получают информацию с помощью радиотелескопа», – объясняют свой интерес ребята.
«О том, что интересного было обнаружено и исследовано за пределами Солнечной системы, мне кажется, нужно знать каждому. Но чем больше я узнаю, тем больше у меня возникает вопросов: о расширении Вселенной, о том, конечна ли она. Но уже сейчас я отрыл для себя много нового», – поделился с нами 13-летний Макар Ваньян из Краснодара (направление «Наука»).
Олег Верходанов – автор двух книг и многих научных и научно-популярных публикаций в области космологии, и у него много интересных историй для ребят. Поэтому разговор с ученым о методах исследования Вселенной, проблемах проведения измерений и стандартной космологической модели не завершился по окончанию времени лекции, а продолжился вечером.