Научная образовательная программа в августе включает два направления: химическое и естественнонаучное. По последнему занимаются 82 школьника из 21 региона. Научно-методическое и кадровое сопровождение программы осуществляет Центральная предметно-методическая комиссия по физике и Московский физико-технический институт (МФТИ).
Несмотря на то, что август – каникулярный месяц, расписание участников естественнонаучной образовательной программы очень плотное. Занятия начинается в 9 утра и проводятся по химии, биологии, физике математике, включают в себя практическую работу в лабораториях и нацелены на подготовку к двум Международным олимпиадам, которые проводятся в декабре текущего года: к естественно-научной олимпиаде юниоров IJSO-2018 и к олимпиаде стран СНГ «Лаборатория подготовки талантов».
О том, какие задачи в стенах «Сириуса» каждый день решают молодые исследователи, рассказывает один из руководителей программы Валерий Слободянин, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики МФТИ, заведующий лабораторией по работе с одаренными детьми, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии по физике.
– На естественнонаучную образовательную программу мы отбирали школьников с заключительных этапов Всероссийской олимпиады по химии и Всероссийской олимпиады по физике. Но у предстоящих олимпиад есть одна особенность: в них могут участвовать ребята, которым в год ее проведения не исполнилось 16 лет. Из-за этого выборка очень сужается. Под эти показатели попали всего 9 ребят, закончивших девятый класс, поэтому мы также набирали на программу участников олимпиады Максвелла – 7-ми и 8-миклассников, – отметил педагог.
– Что из себя представляет естественнонаучная образовательная программа?
– По этой программе занимаются около 80-ти школьников. Первая группа – старшая, в нее вошли 22 участника, которым предстоит отобраться на естественнонаучную олимпиаду этого года. Ещё шестерых мы отберем на олимпиаду стран СНГ. Остальные ребята – резерв на следующий год. Им по 14 лет, поэтому важно уже сейчас активно подключать их к изучению предметов олимпиады. Однако сильно забегать вперед мы считаем нецелесообразным, поэтому сосредоточились на углублении пройденных в школе разделов, а также проведении экспериментов. Научить ребят правильно проводить эксперимент и грамотно оформлять полученные результаты – наша ключевая задача. Поэтому значительную часть времени школьники проводят в лабораториях – химической, физической, биологической.
– Расскажите об экспериментах – насколько они сложные?
– Все зависит от воспитанника. В стране есть несколько сильных школ, где ребят обучают эксперименту на самом высоком уровне. У таких старшеклассников проблем с его проведением не возникает, поэтому мы даем им дополнительные, более сложные задания. Есть школьники, которым эксперимент дается сложнее, и мы стараемся с каждым проработать основные этапы его проведения, и, если нужно, на чем-то останавливаемся подольше.
– Какого рода эксперименты проводят школьники в «Сириусе»?
– На занятиях по химии, например, проводят качественный и количественный анализ (титрование). Это раздел химии часто встречается на экспериментальном туре олимпиад. В рамках занятий по биологии ребята работают с микроскопами, осваивают хроматографию (метод разделения и анализ смесей веществ, расшифровка их физико-химических свойств). Особенно интересно, что они сами проводят электрофорез ДНК – помещают ее в агарозный гель, в котором фрагменты ДНК мигрируют под воздействием сил электростатического поля. Чем тяжелее фрагмент, тем он медленнее движется. И если эти фрагменты подкрасить, то мы сможем наблюдать за их траекторией, вычислять массу. Это серьезная научная работа, которая ребятам нравится. Одно дело изучать теорию, другое – подойти к занятию практически. Что касается физики, то с младшими участникам программы мы прорабатываем раздел «Оптика». «Сириус» закупил отличное оборудование – у каждого школьника своя установка и ребята могут делать все необходимые измерения.
– Как часто у ребят проходят теоретические занятия?
– Из шестидневной учебной недели – три-четыре дня. Получается, что мы в равной степени изучаем и теорию, и эксперимент. Почти каждый день у нас проходят занятия по всем трем предметам – физике, химии, биологии. По сути, у ребят здесь школьный режим.
– Что станет итогом естественнонаучной образовательной программы?
– Внутренняя олимпиада. Для старшей группы мы проведем три тура: теоретический, экспериментальный и тестовый. Итоги этих туров определят, кто продолжит подготовку к Международной естественнонаучной олимпиаде IJSO-2018. Двенадцать лидеров мы пригласим в конце сентября в МФТИ и там в течение двух недель продолжим занятия. В конце сборов мы вновь проведем три отборочных тура. Таким образом, останется шесть сильнейших школьников, которые будут представлять честь страны в Ботсване. Участниками IJSO станут 400 школьников разных стран. От каждой страны – две команды по три человека. Каждый из них на экспериментальном туре будет ответственен за свою профобласть: один за физику, второй за химию, третий за биологию. Конечно, это не значит, что на олимпиаде они будут работать только в своем сегменте – наши ребята должны быть сильные во всем. Похожая схема отбора будет применена и для ребят на олимпиаду стран СНГ.