help@sochisirius.ru

Луна хоть и небольшой, но вполне самостоятельный космический объект. Полеты к ней – полноценное научное исследование. Мы не поймем историю нашей планеты и всей Солнечной системы, пока не изучим соседей, а Луна – наш ближайший сосед. Это единственное небесное тело, которое мы можем рассмотреть невооруженным глазом.

«Некоторые детали ее поверхности мы до сих пор называем так, как их называли первые астрономы Средневековья. Темные пятна – морями, светлые – материками», – объясняет лектор.

Когда-то эти темные, твердые сейчас, пятна действительно были морями, только заполняла их лава – горные породы, расплавленные при  очень высокой температуре. Сегодня мы можем увидеть эти «моря» в бинокль или телескоп. Правда, помешать астрономам рассмотреть поверхность любого небесного тела с нашей планеты может атмосфера. Она неоднородна, постоянно меняется, в ней каждую секунду по-разному преломляются лучи света. Из-за этого с поверхности Земли никогда не удавалось увидеть на Луне детали меньше одного километра. Как сказал Владимир Сурдин, «если мы хотим по-настоящему изучать какое-то небесное тело, значит, надо к нему лететь».

Первую идею о том, как добраться до Луны, высказал французский писатель Жюль Верн в романе «Из пушки на Луну». Над этой идеей потешались, и никто так и не выстрелил по ней из пушки.. А как же все-таки добрались до нее впервые?

«Наш соотечественник Константин Циолковский, простой учитель физики из Калуги, впервые сформулировал правильный инженерный проект и сказал, что должна быть многоступенчатая ракета, то есть несколько ракет, поставленных одна на другую, чтобы каждая толкала все остальные, а потом переставала работать и отваливалась. Эта идея и работает в современной космонавтике, – продолжает Сурдин. – Первая в мире космическая ракета не имела никакого отношения к науке. Она считалась техническим шедевром и создавалась немецким инженером Вернером фон Брауном в военное время для бомбардировки других стран. Толку от нее не было никакого, но факт на лицо: ракеты могут выпрыгивать в космическое пространство, которое формально начинается на расстоянии 100 км от поверхности Земли».

Отправной точкой настоящей космонавтики считается 4 октября 1957 года. Тогда на ракете, созданной нашим инженером Сергеем Королевым, запустили первый спутник. «Чуть больше года спустя запустили первый лунный аппарат, который прямо в цель не попал, попытку успешно повторили через несколько месяцев. Тогда на Луну вместе с космическим аппаратом прибыли памятные значки. Сам-то аппарат стукнулся и разбился вдребезги, а эти значки, надеюсь, остались, никто их пока там не нашел. Если будете на Луне, поищите, я скажу, где они могут быть», – предложил ученый слушателям лекции.

Третий полет аппаратов стал самым удивительным.

«Вы же знаете, что Луна демонстрирует нам, землянам, одну свою сторону? Одно полушарие от нас всегда скрыто, потому что Луна всегда с одинаковым периодом вращается вокруг себя и вокруг Земли – за месяц. Нам было интересно посмотреть, а что же там с обратной стороны. И вот в 59-м году СССР запустил космический зонд, он впервые смог не просто кувыркаясь лететь, а правильно развернуться, залетев за обратную сторону Луны, сфотографировать ее и потом эту фотографию передать на Землю. Эта фотография как раз попала в институт, где я работаю, и мои учителя тогда ее расшифровывали», – объясняет ученый.

Благодаря этому снимку ученые увидели, что обратная сторона Луны совсем другая, там нет морей. И то, почему два ее полушария так сильно отличаются друг от друга, до сих пор остается загадкой. «Может быть, кто-то из вас этот вопрос решит?» – обратился Сурдин к школьникам «Сириуса».

Поделиться
/uploads/post/5bebc6c903adc-list_new.jpg
14. 11
лекция
Кто такой архитектор ПО и кому подходит эта профессия, рассказал ученикам инженерно-математических классов Владимир Макаров
Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!