help@sochisirius.ru

28 октября Образовательный фонд «Талант и успех» совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО) открыл научно-практическую конференцию «Содержание, технологии, педагогический дизайн исследовательской и проектной деятельности школьников (нанотехнологическая направленность)», участниками которой стали педагоги школ и учреждений дополнительного образования (естественно-научное направление), а также руководители институтов развития образования и технологических компаний.

Работа конференции началась с пленарной сессии, на которой участники обсудили организационные и содержательные контексты модельной программы дополнительного образования естественно-научной и нанотехнологической направленности. Модератором встречи выступила доктор педагогических наук, профессор, директор Института непрерывного образования МГПУ Марина Шалашова.

Спикерами конференции также стали доктор экономических наук, директор образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО) Елена Соболева, кандидат психологических наук, доцент НИУ ВШЭ (г. Санкт-Петербург), эксперт программы «Школьная лига РОСНАНО» Алексей Юшков, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент РАО, научный руководитель программы «Школьная лига РОСНАНО» Елена Казакова.

Приветствовал участников конференции руководитель Центра образовательных программ Фонда «Талант и успех» Алексей Турчин.

Свой доклад он начал с представления слушателям Образовательного центра «Сириус» как научно-образовательной среды, подразумевающей развитие и дальнейшее сопровождение талантливых школьников с помощью актуальных механизмов проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание он уделил работе лабораторий «Сириуса», региональным центрам, открытым по его модели, а также образовательным проектам «Уроки настоящего» и «Большие вызовы для учителя», инициатором которых является Образовательный фонд «Талант и успех».

«Мы очень много думаем о дополнительном, о школьном образовании, ищем новые формы создания уникальной образовательной инфраструктуры. В качестве примера я бы мог привести программу «Большие вызовы для учителя», ориентированную на поддержку новых технологий в организации учебного процесса, на рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе, то есть на развитие творческой деятельности педагогических работников в условиях реализации Стратегии научно-технологического развития России», – отметил Турчин.

«Технологическое развитие идет по такой экспоненте, где России надо не просто успевать за заданными мировыми трендами в образовании, но и опережать их. И сегодня совершенно очевидно, насколько важна грамотно выстроенная система дополнительного образования, ориентированная на подготовку современных молодых людей к профессиональной деятельности в самых перспективных областях», – добавила Елена Соболева.   

Продолжая разговор о модельной программе дополнительного образования естественно-научной и нанотехнологической направленности, перед участниками выступил Алексей Юшков.

«Проводя аналитику образовательных программ естественно-научного и технического характера, мы выделили три модели системы. Первая, антропологическая, представляет собой педагогику сотрудничества и поддержки, опыт коллективного взаимодействия и индивидуальной самооценки, опыт выбора, личностной позиции и самоопределения. Вторая, производственная, модель подразумевает освоение норм, актуальных для развития экономики деятельности, мышления, способов производственного взаимодействия (моделирование работы, лабораторий). И, наконец, третья модель, институционная, включает в себя освоение сложноорганизованных систем, связей и отношений людей друг с другом, то есть моделирование жизни и работы наукоградов и технополисов. Разумеется, здесь же подразумевается самоопределение, освоение норм различных видов деятельности, развитие мышления», – сказал эксперт программы «Школьная лига РОСНАНО».

Затем участники перешли к обсуждению возможности использования ресурсов сетевых образовательных программ для развития дополнительного образования в области высоких технологий. С докладом на эту тему выступила Елена Казакова. В фокусе ее внимания оказались пункты «Проектные технологии или "новые домашние задания для родителей"», «Исследовательский опыт ученика или имитация исследования» и «Решение образовательных кейсов в отсутствие опыта импровизации». Также спикер затронула вопрос, к чему приводят механизмы обучения в интернете без готовности мыслить критически и геймификация без понимания обучающей сути игры.

«Почему сегодня следует развивать систему допобразования и каникулярные программы? Потому что понятно, что нам надо войти в мир четко, энергично, мощно, чтобы создать эту уникальную платформу широкого профессионального выбора. И чтобы добиться прорыва в этой области, разные корпорации, органы управления, крупные ученые говорят о том, что нам следует непрерывно искать новые решения и новые формы системы образования, которые будут отвечать Стратегии научно-технологического развития России», – отметила Казакова.

Завершил пленарную сессию кандидат педагогических наук, генеральный директор АНО «Электронное образование для наноиндустрии» («еNano») Игорь Вальдман, предложивший участникам обсудить организацию проектной и исследовательской деятельности школьников с использованием онлайн-форматов. В качестве примера спикер привел платформу СТЕМФОРД, предлагающую дистанционное обучение для школьников 7-11 классов по естественно-научным и инженерным тематикам в формате дополнительного образования.

Продолжили программу первого дня конференции два события: встреча, посвященная теме модельной системы дополнительного образования детей (базовое содержание и трансфер технологии), и мастерская «Как готовить педагога к новым вызовам и изменению содержания образования?». Завершающим блоком стал практикум «Деятельностное знакомство с образовательными модулями», который был организован для педагогов одновременно в пяти локациях Парка науки и искусства «Сириус».

«Эта конференция очень важна с точки зрения обозначенных целей и задач современного образования. В нашей школе педагоги делают все возможное для создания условий, позволяющих сегодняшним ученикам найти себя в научно-технологических профессиях. Работа инженерных классов и школьных лабораторий уже на стадии первых шагов образования подводит к применению мета- и межпредметных технологий, призванных привлечь школьника к успешной исследовательской деятельности. И поэтому я хочу сказать организаторам конференции большое спасибо за программы, которые помогут нам в своих регионах внедрять новые образовательные модули», – сказала директор средней общеобразовательной школы №22 города Красноярска Наталья Малащук.

Завершится конференция сегодня, 29 октября. Для участников будет проведена лекция «Сканирующая зондовая микроскопия: где это работает?» от генерального конструктора АО «Завод-ПРОТОН» Бориса Логинова, а итоги работы большой двухдневной программы будут подведены Мариной Шалашовой и Алексеем Юшковым на круглом столе в формате открытого микрофона.

Скачать материалы конференции «Педагогический дизайн исследовательской и проектной деятельности».

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!