В «Сириус» Елена Шубина, литературовед и руководитель одноименной редакции в издательстве АСТ, приехала не в первый раз. Сегодня она отвечает на вопросы молодых писателей и будущих редакторов, участников образовательной программы по литературе.
Что такое издательство и кто такой редактор
«Редакция Елены Шубиной» – это импринт, часть большого издательского холдинга АСТ». Решения об издании принимаются самостоятельно, но они должны быть экономически и стратегически обоснованы перед руководством холдинга. В каждой редакции, помимо главного редактора, есть еще несколько редакторов и бренд-менеджер. Главный редактор, он же издатель, следит за литературными событиями, привлекает новых авторов – это человек с хорошей интуицией, всегда готовый к риску. Редакция – пусть и небольшое, но настоящее хозяйство, которое не должно быть убыточным, а главный редактор – это еще и менеджер, управляющий этим хозяйством.
Что важнее всего в рукописи
В первую очередь редактор, читающий рукопись, обращает внимание на язык. Автору не поверят, если язык произведения не будет отвечать задаче, которую автор ставит перед собой. Важна и новизна темы – не столько сам предмет, сколько неожиданный ракурс. Опытному редактору достаточно прочесть десять-двадцать страниц, чтобы понять, заинтересовала ли его рукопись. Обычно текст говорит сам за себя – настоящую литературу видно сразу. Но если я читаю рукопись и понимаю, что она талантливая, но «не моя», то советуюсь с редакторами. Очень важно, чтобы редактор был человек хорошо образованным, много читающим, знающим и историю литературы, и современные тренды. Конечно, полностью избежать субъективности не получится, ведь даже к классике каждый относится по-своему, но редактор, работая с текстом, должен быть профессионалом, для которого собственный вкус – не главный критерий.
Будет ли издана рукопись
Редактор, прочитавший рукопись, готовит рецензию, подробно поясняющую, стоит ли издавать эту рукопись и почему. Решение о судьбе текста принимается коллегиально, но мнение главного редактора, безусловно, имеет большой вес. Для издательства книга – коммерческий продукт, который впоследствии нужно будет реализовать, поэтому лучше сразу решить, сколько вложить в ее производство. Здесь учитываются все расходы, от редактирования, корректуры, иллюстрирования до собственно печати книги в типографии. Если мы имеем дело с произведением начинающего автора, то тираж будет небольшим. Хотя книги известных писателей тоже часто выходят небольшим тиражом, если книга рассчитана на определенный круг читателей или важна для имиджа издательства.
О генеральной репетиции книги
Редактор – первый помощник автора, перед премьерой книги именно он проводит ее генеральную репетицию. Для этого редактор должен «войти» в текст и увидеть его изнутри, так же, как видит свое произведение автор, но при этом не терять объективности, соблюдать дистанцию, чтобы советовать автору, как улучшить текст, придать повествованию динамичности, устранить неточности и противоречия. Но последнее слово все-таки за автором. Без его согласия редактор не вправе ничего изменить. Включая название. Знаменитый роман «Лавр» Евгения Водолазкина сначала назывался «Книгой людей», что само по себе неплохой подзаголовок, но явно не название – в нем нет интриги. Автор согласился его заменить и сам придумал несколько вариантов, из которых выбрали то, которое книга носит сейчас. И своим следующим книгам Евгений Водолазкин дал такие же лаконичные названия: «Авиатор», «Брисбен».
Книжную новинку должны критиковать
Для издателя выпустить книгу и забыть о ней – значит предать и автора, и свое дело. К выходу книги нужно хорошо подготовиться: пока идет печать, рассылаются пресс-релизы, делается максимум для привлечения внимания к книге – этим занимается бренд-менеджер редакции. О новинке должны говорить и писать, не только читатели, но и критики. Сухие и сдержанные отзывы в известном смысле хуже, чем отрицательные: вокруг произведения должна быть полемика – плохо, если за два-три месяца на него не обратят никакого внимания. И для редакции, и для автора успешная книга – лучшая реклама следующей. Но строить издательскую политику только на известных именах – неправильно. Всегда нужно работать на перспективу, искать новые имена, новые направления. Да, это риск, но и необходимая часть работы.
Как издать свою книгу
Начинающим авторам можно начать публиковаться, подав заявку на литературную премию «Лицей» для молодых писателей и поэтов от 15 до 35 лет. Бывает так, что произведения победителей выходят в свет не только в общем сборнике, но и отдельными книгами в хороших издательствах – в составе жюри есть и редакторы, которые отбирают заинтересовавшие их рукописи. Рукопись можно отправить и напрямую в редакцию по электронной почте. У каждого издательства свои правила приема рукописей, и им нужно следовать. В сопроводительном письме не должно быть лишних слов – не стоит убеждать редактора в том, что вашу книгу обязательно нужно издать и ей обеспечен коммерческий успех, напишите только свое краткое резюме. К письму прикрепляется отдельный файл с текстом вашего произведения и желательно синопсис – то, что в литературоведении называется фабулой, последовательность событий вашем произведении. Важно: пишите в названии файла не название рассказа или романа, а вашу фамилию – так рукопись не затеряется. И попросите в письме, чтобы редакторы сообщили вам о своем решении, но не ждите ответа раньше, чем через три-четыре месяца – рукописей приходит очень много, и на рассмотрение каждой нужно время. И помните, что открыть новое имя – всегда большой успех для издателя, поэтому в редакциях ждут новых авторов.