Заслуженный артист Башкортостана, обладатель Гранта Президента РФ, директор Благотворительного фонда В. Спивакова в РБ, солист Московской областной филармонии, солист программ Московской государственной академической филармонии и с недавних пор гендиректор Национального симфонического оркестра Башкортостана, кларнетист Артур Назиуллин стал в феврале приглашенным педагогом направления «Музыкально-исполнительское искусство» в «Сириусе».
Музыкант известен не только как знаменитый солист, лауреат международных конкурсов, но и как организатор собственных благотворительных проектов. Поднимать престиж академической музыки, создавать лучшие условия для творческого общения и помогать профессиональному становлению молодых талантов: деятельность Артура Назиуллина полностью созвучна тому, на чем строится работа направления «Искусство» в «Сириусе».
Поэтому с первого дня пребывания здесь, кларнетист, что называется, оказался «в своей тарелке». Во-первых, полным ходом идет работа с талантливыми учениками, во-вторых – обстановка идеально подходит для работы и творчества.
«Управлять одним из самых достойных творческих коллективов республики и при этом не потерять себя как музыканта не так-то просто. Новые обязательства и большая ответственность отнимают время, на исполнительство «для души» времени остаётся очень мало», – рассказывает кларнетист. Подробности – в нашем интервью.
В начале были струны
Свои первые шаги в музыке я начал как виолончелист. Мой инструмент носила мама, было, видимо, не просто. «Может, присмотришься к чему-то другому?» Выбор пал на кларнет – компактный, удобный, легкий. Так начался мой путь кларнетиста. С тем, чтобы переключиться со струнного на духовой, проблем не было. Вообще, юному музыканту под силу очень многое: ум гибкий и восприимчивый. Понятно, что мы говорим о кардинальной смене направления. Виолончель и кларнет – разные инструменты, но когда тебе 6-7 лет, это не так сложно. Если начистоту, то в музыкальной среде есть немало успешных примеров, когда артисты меняют инструмент, например, скрипачи становятся альтистами, вокалисты – пианистами.
С чего начинается кларнет
Насколько тяжело физически играть на кларнете? Абсолютно легко. Главное – правильная постановка. Если педагог правильно объяснил, как все работает, поставил руки, дыхание, то нет проблем. К сожалению, бывают и такие чудеса: у кларнетиста педагог – трубач. Ясно, духовик, но это не одно и то же. Когда с таким сталкиваешься – откладываешь все и берешься за азы. Потому что без основательного фундамента дом не построить.
Педагог как наставник
В 12 лет я уехал из Уфы и в течение последующих 10 лет со мной занимались выдающиеся профессора. Каждый из них дал огромный багаж знаний, не только профессиональных, но и жизненных. Педагог в моем понимании – это больше, чем учитель, который тебя «натаскивает»: это наставник в полном смысле слова. В этом плане мне повезло. Знаменитый профессор Московской консерватории Рафаэль Багдасарян, у которого я заканчивал вуз, был именно таким.
В свое время мне посчастливилось проходить стажировки и у настоящих легенд: Карла-Хайнца Штеффенса, Сабины Майер, Вензеля Фукса. Уровень их музыкального авторитета колоссален. Это мой большой ориентир в мире профессиональной музыки. Удивительны они во всем: от манеры исполнения до педагогического таланта. Уроки, которые я прошел – настоящее откровение. И этими знаниями я готов делиться со своими учениками.
Наикратчайший путь к успеху
Я преподавал во многих учреждениях, запускал образовательные проекты. Способных, мотивированных ребят видел немало. Ребята в «Сириусе» – действительно яркие музыканты. Что касается моей преподавательской методики – то все преломляю сквозь призму личного опыта. Пройдя немало мастер-классов в Германии, Франции, Голландии, США, я даю ребятам то, что когда-то получил сам.
Мне как педагогу помогает собственная практика. Я всегда призываю ребят учиться на моем опыте и рассказываю, как избежать тех сложностей, которые преодолел в карьере сам. Если можешь показать ученику наикратчайший путь к успеху – сделай это.
Взять нужную высоту
Каждый из моих воспитанников в «Сириусе» готов заниматься без устали. Всего за неделю мы собрали ансамбль кларнетистов. Во-первых, для интересной командной работы, во-вторых, для хорошего номера на итоговом концерте. Большую часть вопросов, которые у ребят возникают, можно решить в течение одного занятия: в мире духовой музыки все абсолютно прозрачно. Ты показал, как надо исполнять тот или иной момент – и он полезен и применим ко всем ребятам. Кто-то понимает быстрее, кто-то медленнее, но все они в равной степени вовлечены в процесс и в конечном итоге берут нужную высоту.
В программу отчетного концерта, кроме ансамблевого номера, попадут все без исключения ученики моего класса, что безусловно демонстрирует высокую подготовку ребят. В работе мы преследуем много целей: кто-то готовится на конкурс, кто-то на фестиваль – нам есть над чем заниматься. К тому же мы завели очень полезную практику: к каждому уроку ученики приносят мне небольшие доклады об истории создания своих произведений, композиторах и известных исполнителях.
Творческие будни
Не потерять себя как музыканта, когда у тебя столько организационных дел, – настоящий вызов. У симфонического оркестра Башкортостана всегда много работы. Мы даем более 100 концертов в год. И не только в Башкортостане и России. В этом году впервые наш коллектив выступит с сольным концертом в Берлинской филармонии.
При этом у меня не бывает профессионального выгорания: единственное, что меня огорчает, это невозможность постоянных занятий на инструменте. Вот еще одна причина моей радости от пребывания в «Сириусе»: каждый вечер, после того, как заканчиваются все уроки с ребятами, я прихожу в музыкальный класс и остаюсь наедине с кларнетом. Это и есть счастье.