«Сириус» регулярно проводит программы повышения квалификации для педагогов. На занятиях слушатели в одной команде с экспертами разбирают методики работы с одаренными детьми, участвуют в экспериментах и практических занятиях, обмениваются опытом и мнениями с коллегами, и в результате получают новые идеи и профессиональные приемы для своей работы.
Мы поговорили с преподавателями программы повышения квалификации для педагогов-химиков. Рассказываем, какими профессиональными секретами поделились эксперты на своих занятиях.
Советует: Вадим Еремин, профессор химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель национальной команды на Международной химической олимпиаде, доктор физико-математических наук
– Быть интересным
Одаренные дети много знают, много требуют, и они особенные психологически. Педагогу необходимо быть интересным для таких детей и любить химию так, чтобы ученики это чувствовали. При этом обязательно нужно заставлять детей работать, потому что одаренности без работы не бывает. Даже самым талантливым детям надо очень много заниматься, чтобы чего-то добиться.
– Готовиться к стрессам
Работать только по школьной программые с одаренными детьми абсолютно бесполезно. В идеале к каждому нужен индивидуальный подход. Если так не получается, тогда собираем детей вместе, учимся решать сложные задачи и проводим олимпиаду. Олимпиады – необходимая часть работы, потому что это большой стресс, тренировка психологической устойчивости, умения заставить мозги работать в условиях ограниченного времени.
– Найти мотивацию
Для одаренных детей очень важна мотивация. Надо обязательно ее найти и вывести на первый план. Иначе ребенок может не решить простую задачу, получить мало баллов и надолго потерять интерес к предмету. Мотивация бывает разной. Чаще бывает интерес спортивный – занять более высокое место или набрать больше баллов, чем соперник. Некоторые рассматривают олимпиады как возможность поступить в престижный вуз. Может быть чисто материальный интерес, такое встречается нечасто. И только для самых умных ребят олимпиады – это возможность интеллектуального развития и познания нового.
Советует: Ирина Еремина, методист Центра педагогического мастерства, член жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, автор методических пособий
– Тянуться к знаниям
Основная задача школы, особенно начальной, – пробудить тягу к знаниям. Для этого используются игровые методики, различные технологии. К примеру, технологии развивающего обучения, направленного на совершенствование физических, познавательных и нравственных способностей ребенка. Или же проблемного обучения, где важен не только результат, но и процесс его получения.
– Работать вместе
Как советовал психолог Лев Выготский, желательно работать в «зоне ближайшего развития», когда у ребенка не получается что-то сделать самостоятельно, но он справляется с задачей, если ему помогает взрослый. Мы объясняем ребенку доступным языком какие-то вещи по предмету, он их понимает, воспринимает, соответственно, происходит развитие.
– Увидеть талант
В каждом ребенке есть задатки к определенным видам деятельности, при благоприятных условиях эти задатки переходят в склонности. Ключевая задача школы совместно с родителями – перевести склонности в способности. Для этого ребенка надо замотивировать и приучить много трудиться, только в деятельности возможен этот переход. Одна из ключевых методик – техника запоминания: надо учить стихи и читать книги, слушать хорошую музыку и любоваться прекрасными картинами, а также полноценно питаться. Чем больше широта восприятия зрительных, акустических, вкусовых рецепторов, тем лучше развивается мозг.