В марте в Образовательном центре интенсивную подготовку прошли 12 кандидатов в национальную сборную России по информатике. О том, как проходит обучение и отбор в команду – в нашем материале.
Сильнейшие юные информатики приехали в «Сириус» из пяти регионов. Это школьники 9-11 классов из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Самарской и Челябинской областей. У каждого из них есть шанс стать участником Международной олимпиады по информатике в этом году. Пройдет она с 20 по 27 июня в Сингапуре. Руководит обучением – глава национальной сборной, доцент Университета ИТМО Андрей Станкевич. По его словам, многих кандидатов в сборную тренеры замечают еще на раннем этапе и сопровождают несколько лет. Но случается и так, что старшеклассники проявляют себя достаточно поздно. Например, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады в 11 классе, показав внезапно хороший результат, оказавшись в топе лучших информатиков страны и станов претендентом в сборную. Но начать свой путь в олимпиадном движении лучше как можно раньше. Причем, можно пробовать решать задания Всероссийской олимпиады девятого класса если сами учитесь в седьмом или восьмом. Такие примеры уже были, когда ребята ещё в средней школе попадали под присмотр наставников-педагогов.
«Наш отбор, как и другие подобные системы, построен по принципу пирамиды, – рассказывает педагог, – Самое большое число школьников мы охватываем на начальном этапе Всероссийской олимпиаде. Каждый ребенок может попробовать на ней свои силы. Дальше на региональном этапе школьники попадают на нашу программу по информатике в “Сириусе”, где мы можем оценить их потенциал. Она проходит ежегодно в марте. Прямо сейчас в Центр приехало сто школьников, среди которых могут быть и будущие кандидаты в сборную России».
Второй источник отбора – это программа для юниоров, которая проходит в Образовательном центре в июне, но в прошлом году из-за переносов, связанных с пандемией, ее провели в июле. На ней тоже педагоги могут заметить перспективных кандидатов в сборную.
После заключительного этапа Всероссийской олимпиады около 50-60 человек приглашаются на июньскую программу в «Сириус», как потенциальные кандидаты на будущий год. А около 25 человек, показавших лучший результат, получают приглашение на отборочные сборы к Международной олимпиаде. Они пройдут в мае. После них педагоги сформируют команду из четырех человек, которая и представит Россию на международном состязании. По предварительной информации оно вновь пройдет онлайн. Как и олимпиада в 2020 году. Сборная России на ней завоевала три золота и серебро. В числе победителей и один из участников этой Школы кандидатов в «Сириусе» – москвич Егор Лифарь. Олимпиада прошлого года не первая в его жизни. Он обладатель золотых и серебряных медалей нескольких международных состязаний по информатике. В 2017 он был самым юным членом национальной сборной, ему на тот момент было 14 лет. Егор пятый год подряд приезжает в «Сириус». Он занимается информатикой по 6-8 часов в сутки, внимание ведущих педагогов он привлек еще в средней школе, когда начал участвовать в профильных олимпиадах вместе с 8 и 9-классниками. Последние годы Егор живет в Москве и учится в школе-интернате имени А. Н. Колмогорова при МГУ.
«Подготовка будущих кандидатов идет на протяжении всего учебного года, – добавляет Андрей Станкевич. – В прошлом году мы впервые провели мартовскую программу в рамках нашей работы с “Сириусом” по подготовке к международной олимпиаде. В этом году попробуем еще и осенью сделать учебные сборы. Хорошо, что у ребят есть возможность собраться здесь, несмотря на ограничения, связанные с пандемией».
Педагог поясняет, что когда школьник начинает участвовать в олимпиадах, то его рост достаточно быстрый. Он готов решать любые задачи и усердно заниматься несколько раз в неделю. Потом на этапе перехода к высоким результатам юного информатика ждет много рутинной нагрузки. Он часами решает задачи. Так, во время Школы кандидатов в «Сириусе» школьники ежедневно пишут олимпиаду и дальше разбирают решение. За девять дней они выполняют сорок сложнейших задач. Помогают ребятам опытные педагоги, среди которых есть и призеры международных олимпиад прошлых лет, например, преподаватель Университета ИТМО Николай Будин, он обладатель серебряной медали Международной олимпиады 2015 года.
«Невозможно, конечно, подготовить кандидатов ко всему, что может ждать их на олимпиаде, – говорит Николай. – Всегда могут дать совершенно новый формат задач. Но даже если будет уже знакомая задача, нет гарантий, что участники сборной не ошибутся. Всегда может что-то пойти не так, например, не придет нужное решение в голову. Но такие упорные и длительные тренировки помогают уменьшить вероятность, что у ребят что-то пойдет не так на самом состязании».
Главное, что получают ребята в «Сириусе – это общение, то, чего они не получают на дистанте.
«Решение задач онлайн не так увлекательно, интересно и мотивация у школьников снижается. Это касается тех, кто перестал заниматься или снизил интенсивность за год дистанционного обучения. Поэтому занятия в “Сириусе” это возможность школьникам получить положительные эмоции не только от решения задачи, но и от общения, обсуждения своей стратегии с другими учениками и наставниками. Без этого тяжело. Если бы ребята еще год просидели дома, то закончилось все плохо. Результаты прошлого года на Международной олимпиаде хуже показателей нашей сборной в 2019 году», – поясняет Андрей Станкевич
Для достижения высоких результатов недостаточно одаренности. По словам педагога, тут играет роль сразу трех факторов: одаренности, усердия и обученности. Для успеха на всероссийских олимпиадах школьнику нужно обладать хотя бы двумя из них. Для успеха на межнаре иметь все три. Победа на международных состязаниях – это длительный и тяжелый путь с ежедневными интенсивными тренировками. Его проходят единицы.