help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Какие свойства специалисты заимствуют у природы в проектировании сложных технических устройств и конструкций, как отражается бионика в современном дизайне, и сложно ли стилизовать природную форму под арт-объект, а потом разработать на ее основе концепцию средового дизайна? Обо всем этом в «Сириусе» рассказывают доценты кафедры средового дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова Надежда Богатова и Галина Спектор.

  • Набор на сентябрьский курс по дизайну продлится до 1 июля. Новая программа будет посвящена основам школы объемно-пространственного и цифрового художественного моделирования».

«Существует несколько направлений бионики, одно из них называется "биодизайн". Его основы мы и изучаем в "Сириусе" на профильной программе. Важно, что школьники не только узнают, как в нем все устроено, но и сами учатся применять в своих средовых проектах образы, подсмотренные у природы. Бионический дизайн – это не столько творчество, сколько прикладная наука», – рассказывают педагоги.

В самом термине «бионический» считывается связь с природой. Применять знания о ней с точки зрения конструкции и формы– задача каждого профессионального дизайнера. И в самом начале этого пути – на программах в Центре – школьники учатся применять в своих проектах золотое правило: любой объект нужно делать практичным, прочным, красивым.

«Если мы говорим о средовом дизайне, то мы понимаем, что польза– это функция, прочность – конструкция, а красота – это эмоциональный отклик. Это три столпа, три составляющие любого проектирования, о которых всегда надо помнить», – подчеркивает Надежда Богатова.

Природа и геометрия

На программе перед ребятами поставили задачу: трансформировать бионическую форму в объект средового дизайна.  Для этого нужно изучить саму природную форму, подмечая ее характерные особенности, сделать зарисовки и на их основе продумать функциональную конструкцию. Например, морская раковина может послужить основой будущего досугового центра на берегу морского побережья. В этом случае необходимо представить, как этот объект впишется в пространство, насколько прочной, эстетичной и функциональной будет его конструкция, а также учесть важнейший момент проектирования – масштабность объекта по отношению к человеку. Ограничений в творчестве у ребят не было, обсуждались любые предложения и варианты проектных решений.

Смысл и образ

Проектирование любого современного средового объекта, в основе которого лежит бионическая структура, должно основываться на объективной необходимости его присутствия в конкретном пространстве. Поэтому находясь в «Сириусе», школьники решили, что логичнее всего развивать идею современной образовательной среды.

Любая проектная работа начинается с исследований, в дизайне это – предпроектный анализ. По сути это проводимое на самой ранней фазе проектирования функциональное исследование, где собираются данные об ожидаемых функциях и облике продукта, объекта, пространства (среды). Результаты такого анализа школьники представляли в виде «облака ассоциаций» – набора символов, образов, стереотипов, то есть суммы представлений, выраженных в визуальном формате. В нее ребята вносили все, что у них ассоциировалось с «Сириусом», учебой и «умным» отдыхом. В результате получилась проектная концепция, в которой проявлялись форма, конструкция и цветовое решение будущих средовых объектов.

Идея и воплощение

Исследуя с одной стороны возможности бионических форм, с другой – средовое пространство «Сириуса» (его территорию, площадки, мастерские), ребята продумывали, какие новые виды активности они могли бы предложить. Кто-то разрабатывал батутный центр, кто-то скейт-парк, кто-то – музыкальный павильон со всем необходимым оборудованием.

«Средовой дизайн – это всегда комплекс объектов, которые объединены общей идеей – функциональной, прагматичной, эмоциональной, конструктивной, а также это – дизайн процесса, сценарий осуществления деятельности в средовом пространстве», – объяснили школьники.

«Я дизайнер, я так вижу»

Важно не только продумать идеи и концепции своих проектов, но и уметь их выразить изобразительными средствами, а затем интересно представить. Это важный момент в работе дизайнера: даже будучи талантливым специалистом, можно не состояться профессионально, если не уметь грамотно «подавать» свои разработки. Поэтому в Центре все происходит по-взрослому: в конце курса нужно «защитить» свой проект, рассказать о том, как родился образ, какие символы и ассоциации нашли в нем отражение, и какие особенности бионического прототипа были использованы в основе образной концепции проекта.

«Этот этап программы всегда наглядно демонстрирует, как участники программы начинают понимать особенности профессии. Они показывают хорошие творческие и ораторские способности, заинтересованность в новых знаниях, желание сделать окружающий мир лучше, комфортнее и экологичнее», – говорят педагоги.

Что почитать:

- Бионика для дизайнеров: учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, А. В. Скворцов, М. А. Червонная, И. А. Чернийчук.

- Бионика. Формообразование. Учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов

- Бионическое формообразование в графическом дизайне / Т. А. Мазурин

Напоминаем, что следующая программа по дизайну пройдет в «Сириусе» с 1 по 24 сентября, подать на нее заявку можно до 1 июля.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!