Ученица 11 класса гимназии №23 из Озерска Анна Шевелева и ее наставник – студент-эколог Санкт-Петербургского государственного университета, обучающийся на кафедре экологической безопасности и устойчивого развития регионов Роман Дьячковский – защитили проект «Разработка системы радиоэкологического мониторинга в Арктике».
Разработать систему школьникам предложило предприятие «Атомфлот», которое входит в Госкорпорацию «Росатом», на программе «Сириус. Лето: начни свой проект». Ребятам предстояло создать пошаговую дорожную карту, которая позволит собирать и структурировать достоверные сведения о состоянии окружающей среды. Предметом их научной работы был именно радиационный мониторинг.
«Радионуклиды имеют способность легко накапливаться и перемещаться по пищевым цепям. Например, попав в воду, они будут аккумулироваться в фитопланктоне. Рыба будет им питаться, а, в конечном счете, серьезнейший вред будет нанесен человеку, так как в Арктике рыбный промысел очень распространен. И это только один пример», – поясняет Роман Дьячковский.
Ребята разделили свое исследование на несколько блоков. Прежде всего, Анне предстояло проштудировать многочисленные данные об экосистеме Арктики и законах, регламентирующих деятельность в данной местности. Роман как наставник отбирал материал и помогал его адаптировать.
«Работа получилась очень подробной. Мы разбили мониторинг на составляющие части и определили этапность его проведения. Так, для оперативного получения данных и охвата большой территории необходимо начинать с аэрогамма-съемки. Для этого сегодня применяются дроны. Уже далее, на месте, экспедиция проводит автомобильную гамма-съемку, а с помощью маршрутной гамма-съемки исследуются самые труднодоступные места», – поясняют авторы.
Если источник заражения выявлен, проводится целый комплекс исследований, включая биоиндикацию и биотестирование, чтобы оценить нанесенный урон окружающей среде и определить природу заражения. Для этого Анне предстояло определить перечень необходимого лабораторного оборудования и составить приборный парк.
Ребята подчеркивают, цель их работы – представить именно схему мониторинга. Она не подразумевает принятие решений, но может помочь компетентным органам и специалистам быстрее выявить проблему и определить дальнейшие меры.
Проект в виде интеллект-карты осенью этого года ребята защитили перед специалистами «Росатома».
«Вопрос радиоэкологического мониторинга Северного морского пути весьма актуален для Росатома, и «Атомфлота» в частности, – отметила эксперт, руководитель группы лабораторного контроля ФГУП «Атомфлот» Анастасия Кугаева. – Мы рады, что участники программы “Сириус.Лето” выбрали этот проект для проработки, ощутив значимость и глубину реально существующей проблемы».
Анна Шевелева отметила, что работа над проектом существенно расширила ее кругозор и дала новые знания, которые будут полезны в жизни.
«Делать проект по этой теме было интересно. Хотя тема достаточно сложная, особенно в части разбора законов и прав, касающихся защиты окружающей среды. Но так как тема Арктики мне интересна, я с удовольствием работала и узнавала о ее климатических зонах, разнообразии различных биоценозов, редких видах животных и растений, об экологических проблемах этого региона», – рассказала о работе школьница.
Девушка призналась, что больше всего мечтает отправиться с экспедицией в Арктику, чтобы своими глазами увидеть предмет исследований.
Справочно:
Программа «Сириус.Лето: начни свой проект» создана в 2020 году для вовлечения молодежи в научно-исследовательскую работу и технологические проекты. В ней участвуют школьники 7-11 классов, а также студенты до 18 лет, получающие среднее специальное образование. После регистрации юные участники выбирают инженерный, исследовательский или IT-проект.
Задачи, предложенные индустриальными компаниями и научными институтами, соответствуют приоритетам Стратегии научно-технологического развития России: цифровые технологии и искусственный интеллект, экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика, персонализированная медицина и высокотехнологичное здравоохранение, рациональное агро- и аквахозяйство, эффективное взаимодействие человека, природы и технологий. С каждой исследовательской командой работают наставники – старшекурсники и аспиранты российских вузов.
Коллективы развивают проекты в течение учебного года, а затем могут представить результаты на всероссийских и международных конкурсах. Лучшие решения партнеры программы внедряют в производство.