Неделя детской книги проходит в России ежегодно в конце марта. В этом году она началась 24 марта. С чего начинается детская книжка и почему соцсети ее не заменят, рассказала писательница Наталья Волкова.
- Какая у Вас любимая детская книжка?
Чаще всего в детстве я перечитывала книгу Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль». В первый раз прочитала ее в третьем классе, и она сразу отозвалась во мне. Это история про девочку, которая жила во время революции. Все подростковые переживания накладываются на обстановку в стране. При этом большая часть повествования посвящена гимназии и общению главной героини с друзьями, учителями. Мне было это важно и интересно. Эта книга написана очень хорошим языком. Я всегда и всем ее советую, потому что история до сих пор очень актуальна.
- Вы уже тогда понимали, что хотите стать писательницей?
Нет, ничего я не понимала. Мне просто всегда это нравилось – сочинять и писать. У меня даже подруга в школе была, с которой мы на пару много всего придумывали и записывали. Так, например, мы писали с ней роман: в школу носили специальную тетрадочку и каждый день друг другу передавали. Сначала я напишу главу и передам ей, а потом она напишет главу и на следующий день отдаст тетрадку мне. Мы тогда считали это романом, но сейчас, наверное, назвали бы «фанфик», потому что это было продолжение «Трех мушкетеров».
С детской литературой столкнулась вообще случайно уже в зрелом возрасте. Я окончила педагогический университет, работала в вузе преподавателем на кафедре лексики английского языка, писала диссертацию и прекрасно жила. Но однажды мне попалось объявление о том, что молодые писатели, пишущие для детей, приглашаются на конкурс от Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Филатова. Для участия нужно было прислать свои работы. Я решила попробовать, почему бы и нет? И они вдруг прошли. Я поехала на семинар перед конкурсом, где познакомилась и подружилась со многими писателями. Это очень важно – попасть в нужную среду, когда ты понимаешь, что находишься среди своих людей. Именно среди авторов, занимающихся детской литературой, я наконец почувствовала себя дома.
- Какое произведение Вы считаете стартом своего творчества?
Сказка «Дребидон» о волшебном человечке, который исполняет желания по звонку колокольчика. В истории говорится про девочку Риту, которая испытывала ревность по отношению к своей младшей сестре. И когда из-за нее у главной героини отменяется день рождения – малышка заболела ветрянкой, к Рите прилетел волшебный человечек, готовый исполнить любое желание. Девочка загадывает желание, чтобы ее младшая сестра исчезла навсегда.
Сказка, конечно, писалась не просто так. Сначала я ее рассказывала моему старшему сыну Ивану, когда появился младший Сергей. Я на ночь, перед сном придумывала по кусочкам эту историю, и только потом ее записала. Кстати, название «Дребидон» придумал старший сын.
- Откуда берется вдохновение?
Мне кажется, это происходит от очень сильной эмоции, причем эмоции не всегда положительной. Может быть страх, испуг, грусть. Любая эмоция дает толчок. Если подумать, в какие моменты мы пишем стихи? Когда нас что-то очень сильно взволновало. Либо в положительном, либо в отрицательном смысле.
Все зависит от настроя человека. Детские писатели просто не растратили в себе детство. Мне интереснее писать для детей, потому что в этом возрасте – детском, подростковом, переходном – все происходит впервые и очень остро, очень ярко. Все чувства в новинку: первая любовь, первая дружба, первые предательства. Потом это остается с нами на всю жизнь, мы с этим живем. Любой взрослый человек возвращается в мыслях в свое детство. Мне интересно писать про эти острые чувства, которые впервые в человеке просыпаются.
- Расскажите про Ваши занятия в «Сириусе».
Программа называется «Книга на сцене». Мы берем рассказы Тэффи, перерабатываем в сценарии, а потом режиссеры с ребятами ставят по ним спектакли. За 4-5 дней должна получиться полноценная постановка.
Одна из групп ставит ремейк рассказа «Репетитор». В первоначальном варианте репетитор – гимназист, который приходит в семью и учит детей, но потом его прогоняют, не заплатив. А в нашей постановке все переносится в современный мир, где репетитор будет вести занятия через Zoom. Поэтому спектакль частично виртуальный: на сцене только репетитор, а все остальные подключатся к нему через Zoom на экране. И, конечно, вместо первоначальных занятий по французскому ученики будут готовиться к ЕГЭ и ОГЭ.
С ребятами очень интересно работать, у каждого свой взгляд, какие-то концептуальные решения. Я не навязываю им свой взгляд, не загоняю в рамки. Моя задача – помочь им реализовать собственные идеи.
- Может ли виртуальный мир, в который так погружен современный ребенок, заменить детскую книжку?
Ты никуда не денешься от YouTube и социальных сетей. Но о влиянии детских книжек я по своим детям сужу. Мы залезали все вместе в одну кровать, и я читала сыновьям какую-нибудь книжку вслух. Так было примерно до 15-летия старшего. Это была замечательная традиция, момент нашего единения. Потом у Ивана начался бурный переходный возраст, и он вообще перестал читать, его волновали другие вопросы. Но сейчас все вернулось, он снова очень много читает. Родительские усилия, желание познакомить ребенка с книгой не пропадает даром. Чтение может в какой-то момент просесть, но потом все это прорастает.
- Существует мнение, что детская книга несет воспитательную функцию. Это так?
Я бы не хотела, чтобы к литературе относились как к подспорью, как будто книга воспитывает. Тогда мы скатываемся к тому, что книга чему-то учит, она может изменить человека. А мне кажется, это не так.
Книга может предложить темы для обсуждения. Плох тот автор, который говорит напрямую: делай так, не делай так. Автор должен давать пищу для размышлений. Например, про вранье. Есть книги, в которых авторы не дают четкого ответа. Бывают разные ситуации, в некоторых нужно сказать правду, а в некоторых лучше соврать. Наверное, самая главная задача книги – показать, что мир многообразен. Не черный и белый, а со многими оттенками. Не нужно делить людей на хороших и плохих, есть много разных спорных моментов.
Мы не становимся хуже или лучше от того, что прочитаем какую-то книгу. Важно, чтобы дети научились думать сами и не принимать на веру абсолютно все, что вокруг них говорится. Всегда должно быть критическое мышление.
- Чем отличается детская литература от взрослой?
В конце детской книжки всегда должна быть надежда, свет в конце туннеля. Даже если самая ужасная и критическая ситуация, даже если умирает главный герой. Все равно должен быть свет.
Сейчас много авторов, которые говорят с ребенком честно на любые темы, потому что, я считаю, что можно говорить обо всем. Главное – осторожно. Дети задают вопросы, и здесь важно писателю отвечать честно.
- Возможно ли отказаться от детской литературы, сразу читать «взрослые» книги?
Мне кажется, это то, что нас всех связывает. Если кто-нибудь скажет Громозека, мы сразу вспомним книги Кира Булычева. Фраза «У Пиноккио растет нос» сразу отсылает нас к обману и лжи. Это те культурные коды, которые во всех нас прочно прорастили. Я не представляю нашу жизнь, культуру без детской литературы.