Анна Ковалева преподает сольфеджио, теорию музыки и гармонию в Центральной музыкальной школе – Академии исполнительского искусства (ЦМШ). В течение нескольких лет она также является экспертом программ Образовательного центра «Сириус» по музыкально-исполнительскому искусству. В Сириусе педагог применяет оригинальную авторскую методику изучения теории музыки в формате настольной игры.
При разработке нового формата преподавания теории музыки Анна Ковалева задалась целью придумать систематизированную, но при этом живую методику, которая бы в корне отличалась от традиционного лекционного подхода, характерного для подобных дисциплин. Концепция воплотилась в виде обучающей настольной игры, апробированной в Образовательном центре «Сириус».
В основу игры положена лента времени, охватывающая исторический период от добаховской эпохи до XVIII века. В процессе изучения истории музыки школьники с преподавателем раскладывают карточки, исследуя музыкальные эпохи и стили, биографии и творчество композиторов с учетом мирового и российского исторического контекста. Играя, они также знакомятся с развитием живописи, архитектуры, литературы. Так у юных музыкантов формируется целостная картина становления истории искусства, позволяющая проследить и понять взаимосвязи между разными культурными явлениями. Свободный игровой формат раскрепощает детей, способствует лучшему запоминанию информации, расширяет кругозор школьников, развивает логическое мышление и коммуникативные навыки.
«Мой коллега, пианист Кирилл Клятов, который занимается сейчас сольной концертной деятельностью, когда-то разработал концепцию настольных игр по теории музыки. Он предложил свои наброски, я расширила их, привнесла свой музыковедческий и педагогический подход. Первый блок игры посвящен добаховской истории музыки. Второй знакомит с событиями второй половины XVII века, в это время появились ключевые для эпохи барокко фигуры – Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель. Далее материал организован по десятилетиям: события шли интенсивно, поэтому изучение творчества композиторов по десятилетиям удобно и наглядно. Третий блок охватывает время с 1700 по 1750 годы. Тогда родились и написали первые симфонии такие великие музыканты, как Моцарт и Гайдн. Формат удачный именно для Сириуса: на образовательные смены приезжают ученики разного возраста и степени подготовленности, играющие на разных инструментах. С помощью игры им удается за несколько занятий освоить большой объем знаний по музыкально-теоретическим дисциплинам». – рассказывает Анна Ковалева.
Интегрировать исторический контекст Анна стремится и в изучение в Сириусе классического сольфеджио. Музыкальные примеры, с которыми дети познакомились на уроках теории музыки, педагог применяет на уроках сольфеджио для развития практического навыка чтения и пения с листа, важного для становления юного музыканта.
«Например, мы с ней детьми пели григорианскую монодию – одноголосную музыку раннего средневековья. Потом импровизировали на ее тему, пробовали сочинить мелодии, похожие на григорианское пение конструктивно и стилистически. Пели музыку Перотина, это уже образцы первого многоголосия, XII-XIII век. Изучили и трехголосные светские песни конца XVI - начала XVII века немецкого композитора Леонарда Лехнера. Эти произведения для многих учеников новые, обычно дети их не изучают. Конечно, не обходим вниманием и Иоганна Себастьяна Баха, и Моцарта, и даже немного «заходим» в XIX и XX века. Такая форма работы позволяет показать исторический контекст, создать целостное представление об истории музыки и углубить понимание каждого периода». – пояснила преподаватель.
Педагог планирует развивать методику обучения истории и теории музыки посредством настольных игр. Она отметила, что апробация на сменах в Сириусе оказалась весьма полезной, способствуя процессу создания и развития методики. В ближайшее время Анна Ковалева вместе с пианистом Кириллом Клятовым планируют доработать игру и подготовить к изданию.