help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Нестандартные, неожиданные и удивительные — именно с такими задачами можно познакомиться на школьном этапе всероссийской олимпиады школьников. Мы поговорили с Валерией Малеванник — составителем задач школьного этапа по биологии, человеком, который вместе с коллегами стоит за кулисами всероссийской олимпиады.

Об авторе 

В олимпиадное движение я пришла в пятом классе. В этом возрасте ещё не думаешь ни о поступлении, ни о будущей профессии. На мой взгляд, именно такой старт — лучший для участия в олимпиадах. Ты просто занимаешься тем, что действительно интересно. Задания, с одной стороны, были довольно простыми, а с другой — я узнавала об окружающем мире то, чего не могла почерпнуть из уроков биологии, и это вызывало искреннее удивление. Мне кажется, именно это — ключевое, что должна давать олимпиада тем, кто только начинает погружаться в мир науки: возможность удивляться.

В седьмом классе я решила написать олимпиаду и за свой класс, и за девятый. Удивительно, но работу за класс старше я написала даже лучше, чем за свой. Я оказалась первой среди девятиклассников. Это был поворотный момент — я впервые прошла на региональный этап. 

В восьмом классе мне удалось стать призёром всероссийской олимпиады школьников. И только потом я узнала, что это даёт возможность поступить в профильный вуз. У меня всё было именно так: сначала победа, а потом осознание всех открывающихся возможностей.

В девятом классе я стала первой в России на заключительном этапе олимпиады по биологии, в десятом классе повторила победу, а в одиннадцатом классе завоевала призовое место. Почему я продолжала участвовать? Потому что всё это время во мне жила жажда знаний и открытий. Через олимпиады я могла не только углубить школьные знания, но и прикоснуться к передовым научным открытиям. Такого опыта невозможно было получить где-либо ещё. 

От участника — до автора задач 

В настоящее время я являюсь аспирантом первого курса кафедры микробиологии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и намерена связать свою жизнь с наукой. Но всероссийская олимпиада школьников осталась в моей жизни. Раньше, наблюдая за самоотверженным трудом своих учителей, я и представить не могла, что однажды сама свяжу свою жизнь с методической работой и преподаванием. Сомневалась, что справлюсь с этой задачей. Однако судьба сложилась иначе: меня пригласили вести небольшие биологические курсы, и я осознала, что эта сфера мне интересна не меньше науки. Я вернулась в Сириус, стала автором-составителем задач для школьного этапа олимпиады по биологии. Кроме того, я занимаюсь разработкой заданий для отбора на программы Сириуса.

С чего начинается задача 

Разработка олимпиадной задачи начинается с идеи. Только после этого формируется её оформление и структура. Главное — определить, какую мысль или знание хочется донести до участника олимпиады.

Как биологу мне часто помогают прогулки на природе. В такие моменты, когда мозг отдыхает, нередко приходят интересные идеи или научная проблематика для задач.

Учёный — это творческая профессия. Постоянное общение с коллегами, чтение научных статей часто наталкивает на захватывающие темы и исследования. Если что-то заинтересовало меня как учёного, этим обязательно хочется поделиться с другими. Именно так рождаются новые задачи.

При разработке задания я придерживаюсь нескольких принципов. Во-первых, это междисциплинарность. Олимпиаднику нужно показать всю широту и разнообразие биологической науки. Второе — актуальность. Задания должны отражать новейшие научные разработки, помогая участникам быть в курсе современных достижений науки. Третье — механика задачи. Автор должен подумать, какой навык или качество хочется проверить у участника — внимательность при чтении, способность решать исследовательские задачи или что-то другое.

В целом, начинающему составителю важно помнить, что школьный этап — самый массовый. Главная задача — сделать его не чрезмерно сложным, а по-настоящему увлекательным. Мы должны показать, что наука живая, интересная и перспективная. Задачи не должны быть просто набором сложных формул и теорем, а должны стать увлекательным путешествием в мир открытий и, возможно, будущей профессии. 

Сколько времени уходит на задачу 

Это зависит от многих факторов. Один из ключевых моментов — тщательная проверка всех научных данных, что является обязательным этапом.

Приведу пример из собственного опыта. Вопрос касался сморчка — гриба, который изучается в рамках школьной программы. В учебниках в жизненном цикле этого гриба не описывается бесполое размножение. Однако при проверке фактов я обнаружила актуальную научную публикацию. В статье рассказывалось об исследовании сморчков, которые вступают в симбиоз с соснами в итальянских лесах. Учёные выяснили, что эти грибы способны к бесполому размножению — точно так же, как плесневые грибы Penicillium, известные как производители пенициллина.

Это открытие потребовало существенной корректировки задания, ведь если участник олимпиады наткнётся на информацию об этом открытии, он сразу заметит несоответствие в условии. Подобных неточностей допускать нельзя.

Как тестируются задачи 

Задачи проходят многоступенчатую систему проверки. После внесения всех правок материал повторно просматривается комиссией из двух экспертов. Бывают случаи, когда рецензент предлагает существенные изменения, которые впоследствии оказываются правильными. Иногда мы просто не замечаем важных аспектов задачи, которые очевидны для других экспертов. Это абсолютно нормальная часть рабочего процесса. Начинающим составителям не стоит расстраиваться, если их задачи корректируют. Наоборот, это возможность улучшить материал и научиться у более опытных коллег.

Как стать автором задач школьного этапа 

Прежде всего, развивать насмотренность. Недавно я обсуждала свой опыт участия в олимпиадах с одногруппницей, и мы заметили существенные изменения в характере заданий за несколько лет. Она участвовала в олимпиадах в 2012 году, а я — в 2016, и мы увидели качественный скачок в развитии олимпиадных материалов. Стало меньше заданий, основанных на простом анализе фактов, и значительно увеличилось количество заданий, связанных с научным поиском и исследовательской деятельностью. При составлении задач важно следить за такими особенностями и трендами, не бояться предлагать собственные оригинальные идеи и подходы. На мой взгляд, прекрасные составители задач получатся из тех, кто активно занимается научной деятельностью, при этом сохраняют творческий подход, проявляют любознательность и готовность постоянно учиться новому. 

Пожелание участнику школьного этапа 

Я бы отметила важность междисциплинарного подхода. Параллельно с олимпиадами по биологии я принимала участие и в химических соревнованиях. Хотя я не планировала связывать свою жизнь с химией, опыт участия в химических олимпиадах оказался крайне полезным. Именно благодаря ему мне удалось стать победителем и призёром в 10–11 классах.

В старших классах особенно важна междисциплинарность, и знания в нескольких областях существенно помогают в решении олимпиадных задач. Сейчас, будучи взрослым человеком, я отчётливо вижу, что химики и биологи мыслят совершенно по-разному. В то время, будучи школьником-олимпиадником, я этого не осознавала, но именно разносторонний взгляд на задачу часто помогал мне находить верное решение. Пробуйте себя в разных направлениях, никогда не знаешь, что именно тебе пригодится в самый ключевой момент. 

Вы тоже можете попробовать себя в составлении ярких нестандартных задач. 

 

 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!