help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
30 августа-22 сентября 2018

Литературное творчество: «Классическая литература»

Программа «Классическая литература» была реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».

Заявки на образовательную программу принимались до 1 июля 2018 года.

По вопросам участия в образовательной программе просим обращаться по адресу: lit@talantiuspeh.ru

Ответы на часто задаваемые вопросы.

О программе

Сентябрьская образовательная программа была посвящена классической русской литературе и включала в себя три образовательных модуля: мастерские, где учащиеся практиковались в создании и оформлении текстов новой природы, цикл лекций «Беседы о классике», результатом которого стало написание итогового сочинения по творчеству Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М. Горького, и театральный проект «Книга на сцене», завершившийся показом спектаклей по мотивам рассказа А.П. Чехова «Орден».

 

На протяжении программы школьники искали ответы на проблемные вопросы:

  1. Герой: бледное отражение автора или особое виртуальное существо?
  2. Героиня в «мужском» произведении: идеал, фантазия, объективированная нелюбовь, другое?
  3. Человеческое в природе и природное в человеке? На материале произведений Тургенева, Толстого  и (или) Горького.
  4. Человек в мире людей или тень в мире теней? Герой и общество в произведениях Тургенева, Толстого и (или) Горького.  
  5. В чем проявляется единство и противостояние художественных и идеологических задач в прозе Тургенева, Толстого и Горького?
  6. Что такое искусство – отраженный или созданный мир?

 

В ходе реализации программы «Классическая литература» все её участники:

  • в составе творческого коллектива приняли участие в театральном проекте «Книга на сцене», освоили различные сценические жанры (ремейк, сиквел, фанфик, мюзикл, нон-фикшен) и создали пять спектаклей по мотивам рассказа А.П. Чехова «Орден»;
  • проявили себя в одном из жанров литературы, написав сочинения по творчеству Л.Н. Толстого, М. Горького и И.С. Тургенева (лучшие сочинения и критические отклики на них можно прочитать в Альманахе «Литературного творчества»);
  • изучили методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями в рамках серии мастер-классов от «Школы волонтеров чтения»;
  • прослушали цикл лекций по литературе «Беседы о классике», стали участниками мастер-классов и семинаров;
  • работали в мастерских текстов новой природы, расширили и дополнили возможности литературного творчества;
  • стали активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством;
  • совершили литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера). 

 

Лекции

Беседы о классике — Пугач Вадим Евгеньевичстарший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей

Беседы о классике — Сухих Игорь Николаевичпрофессор СПбГУ, доктор филологических наук

Беседы о классике: И. С. Тургенев — Большев Александр Олегович, профессор СПбГУ, доктор филологических наук

Беседы о классике: Л. Н. Толстой — Бушканец Лия Ефимовна, доктор филологических наук, профессор КФУ; Иванова Наталья Федоровна, кандидат филологических наук, доцент НовГУ

 

Литературный проект «Книга на сцене»

Партнер проекта: творческая лаборатория «Ювента».
Сценаристы: Владимир Михайлович Сотников, Татьяна Александровна Сотникова.
Техническое задание: создание и постановка ремейка, сиквела,  фанфика, мюзикла-ремейка и фан-фикшн по рассказу А. П. Чехова «Орден».

Задачи:

  • разработать сценарий и представить на сцене определенный жанр (ремейк, сиквел,  фанфик, мюзикл-ремейк, фан-фикшн) по рассказу А. П. Чехова «Орден»;

  • ознакомиться с различными жанрами, представляющими современный диалог с классическим произведением;

  • изучить специфику ремейка / сиквела / фанфика / мюзикл-ремейка / фан-фикшн как жанра современной культуры;

  • проанализировать классический текст и создать сценарий в определенном жанре; 

  • овладев азами актерского мастерства и режиссуры, представить на сцене самостоятельно созданный группой ремейк / сиквел / фанфик / мюзикл-ремейк / фан-фикшн.

 

Мастерские

Бачманова Елена Сергеевна — «Дизайн текстаинфографика»

Мастерская предполагала работу в качестве коммуникационных дизайнеров, художников, журналистов, исследователей. Участники мастерской научились преобразовать текст в изображение и доносить сложную для восприятия информацию посредством графических рассказов с использованием картинок, символов, диаграмм, схем и карт.

Браташ Валентина Сергеевна — «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»

В результате работы в мастерской ее участники смогли емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок) и собрали портфолио работ-зарисовок​. 

Гринёва Мария Игоревна — «Узнай меня, если сможешь»

Жизнь человека в современном мире очень динамична: вольно или невольно приходится постоянно знакомиться с новыми людьми. Как понять особенности характера незнакомого человека? Как даже при кратком общении с человеком найти «точки соприкосновения» и получить удовольствие? В результате совместной работы в мастерской ее участники научились задавать корректные, эффективные для дальнейшего общения вопросы, читать невербальные сигналы новых знакомых, узнавать друг друга, используя разные способы. 

Добрынина Ирина Владимировна — «От читателя к «писателю»

Во время работы в мастерской участникиактуализировали свои представления о биографии писателя/поэта, познакомились с разными способами и источниками представления об этом, разобрались с мифами, стереотипами, узнали анекдоты о писателях, их мнение о себе, ответили на провокацию и создали свой неповторимый портрет любимого автора.

Зверева Валерия Сергеевна — «Книжная иллюстрация»

Участники мастерской попробовали себя в роли книжных художников. На занятиях они научились применять в своей работе разные техники и материалы, например, создали портреты героев из подручных средств и узнали, как превратить обычный мусор в изящную иллюстрацию. 

Илюшин Глеб Леонидович — «Буктрейлинг»

Во время работы в мастерской участники смогли, объединившись в группы, поработать над созданием визуальных образов книг, записав и смонтировав видео в формате трейлера к книге (book trailer).

Илюшин Леонид Сергеевич  — «Мастерская живого текста»

Во время работы в мастерской ее участники попробовали себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях выполнялись упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской стал текст путеводителя по сентябрьскому «Сириусу».

Манухина Софья Владимировна — «Пиши, снимай»

Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобрел два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создали свой мультфильм в технике stop-motion.

Чэн Глеб Николаевич — «Цифровой сторителлинг»

«Цифровой сторителлинг» — это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории с помощью цифровых технологий. Фото, видео, интерактивные карты и многое другое — в бой идут все современные визуальные средства. На мастерской ее участники узнали, что такое лонгрид и чем он отличается от обычных статей в интернете, познакомились с основами веб-дизайна, а также научились верстать и создавать сайты без знания языков программирования.

 

Мастер-классы

Браташ Валентина Сергеевна  «НИР: популярно о научном»

Галактионова Татьяна Гелиевна  «Школа волонтёров чтения»

Гринёва Мария Игоревна  «С русского на русский»

Добрынина Ирина Владимировна  «Вслед за автором»

Илюшин Леонид Сергеевич  — «Учимся читать вслух

Кучина Татьяна Геннадьевна  «Поэзия без границ, или Где кончается искусство и начинается графомания», «Критический отклик»

Новосёлова Дарья Николаевна  «От эмоции к тексту»

Ядровская Елена Робертовна  «Человек? Это звучит гордо!»

Участники и порядок отбора

В программе «Классическая литература» приняли участие 92 российских школьника из 41 региона РФ, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности. 

 

Конкурсный отбор происходил в соответствии с утвержденными критериями и показателями.

 

Со списком участников сентябрьской программы можно ознакомиться здесь.

 

 

Руководители

Казакова
Елена Ивановна

Научный руководитель программы «Литературное творчество», директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель директора Центра русского языка и славистики Российской академии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Пугач
Вадим Евгеньевич

Председатель секции «Поэзия» Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Приглашенные преподаватели

Пугач
Вадим Евгеньевич

Председатель секции «Поэзия» Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Сухих
Игорь Николаевич

Профессор СПбГУ, доктор филологических наук

Большев
Александр Олегович

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор филологических наук

Бушканец
Лия Ефимовна

Доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Казанского федерального университета

Иванова
Наталья Федоровна

Кандидат филологических наук, доцент Новгородского государственного университета

Илюшин
Леонид Сергеевич

Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук

Гринева
Мария Игоревна

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель СПбГУ

Новоселова
Дарья Николаевна

Магистр СПбГУ, главный специалист по направлению «Литературное творчество» Образовательного Фонда «Талант и успех»

Галактионова
Татьяна Гелиевна

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук

Кучина
Татьяна Геннадьевна

Доктор филологических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, председатель ЦПМК по литературе, почетный работник сферы образования Российской Федерации

Ядровская
Елена Робертовна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ имени А. И. Герцена

Николаев
Виктор Иванович

Художественный руководитель творческой лаборатории «Ювента», художественный руководитель «Санкт-Петербургской школы театра, телевидения и шоу-бизнеса», режиссер, композитор, почетный работник высшего профессионального образования

Сотникова
Татьяна Александровна

Писатель (творческий псевдоним — Анна Берсенева), сценарист, кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. А. М. Горького

Сотников
Владимир Михайлович

Писатель, сценарист

Черняк
Мария Александровна

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена

Добрынина
Ирина Владимировна

Почетный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы, заведующая кафедрой филологии МАОУ Образовательный центр-гимназия №6 «Горностай», г. Новосибирск

Альманах и НИИЧАВО

Группа литературного института НИИЧАВО им. А. Б. Стругацких. 

 

В рамках реализации программы «Литературное творчество» лучшие работы стажеров публикуются в Альманахе Образовательного центра «Сириус». 

 

 

 

 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!