В «Сириусе» участники образовательной программы «Литературное творчество» посетили мастер-класс «НИР: популярно о научном» (НИР – научно-исследовательская работа) аспирантки СПбГУ Валентины Браташ.
Валентина работает в «Сириусе» с момента основания программы «Литературное творчество» в сентябре 2016 года и ведет мастерскую «ИЗОтекст», которую ребята выбирают из месяца в месяц, чтобы учиться рисовать литературные скетчи (рисунки-заметки).
В рамках сентябрьской образовательной программы она впервые провела мастер-класс «НИР: популярно о научном», в котором поделилась различными методами создания собственной исследовательской работы.
«Цель мастер-класса – показать научную деятельность как увлекательный и глубокий мир, где, казалось бы, привычными инструментами можно получить точные результаты», – объяснила Валентина.
Во время занятия участники образовательной программы узнали об основных целях научно-исследовательской работы, о том, как можно визуализировать информацию и каким образом ее собрать.
Ребята познакомились с различными инструментами и методами, позволяющими предсказывать принадлежность наблюдений или объектов к тому или иному классу категориальной зависимой переменной. Одним из актуальных методов, используемых при добыче данных, являются «деревья классификации», состоящие из открытых и закрытых вопросов.
«Так, открытые и закрытые вопросы образуют собой «дерево», где корни – это вопросы пространные, а листва – конкретные, на которые можно ответить кратко», – объяснили ребята.
Для тренировки на встрече была проведена игра «Общество мертвых поэтов». Школьники брали интервью у поэтов Серебряного века, чтобы понять, как правильная постановка вопроса важна в исследовательской работе.
«Мне нужно было говорить от лица реально существовавшего человека – поэта Осипа Мандельштама. Этот опыт был для меня незабываемым. Надо было быстро ориентироваться, я боялась забыть даты и факты», – рассказала участница литературной программы из Московской области Василиса Панова (16 лет).
В конце встречи участники смогли сравнить эффективность разных форматов подачи информации — от скетчей (визуальных карт) до классических линейных текстов. Свои преимущества есть в каждом. Например, скетч, благодаря изображениям и емким текстам, помогает легко запоминать материал, но зато обычный текст глубже и информативнее.
Ребята поняли, что научно-исследовательская работа – это вид деятельности, доступный школьникам уже с 14-17 лет.
«Многих пугает формат НИР, но главное в нем – правильная подача, чтобы самые сложные специализированные темы были понятны каждому», – отметила Валентина.
Материал подготовила: Мария Бузырева (направление «Литературное творчество», Санкт-Петербург, 17 лет)