help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

О том, что творчество Александра Сокурова – явление уникальное в кинематографе, воспитанники сентябрьской образовательной программы знают не понаслышке. Потому и встреча с ним – событие для каждого из школьников знаменательное. Шутка ли, ярчайший мастер документального и игрового кино  здесь и сейчас, перед ними, говорит о «важнейшем из искусств» и показывает свое «Солнце» – фильм о японском императоре, правившем в ХХ веке, и его исторических решениях.

Эта работа Сокурова, безупречная и с изобразительной стороны, и со смысловой, имела немалый успех (главный приз МКФ «Золотой абрикос», гран-при «Золотой грифон» МКФ «Фестиваль фестивалей», премия «Медный всадник» за лучший фильм на конкурсе профессиональных премий киностудии «Ленфильм»), поэтому на встрече с режиссером начинающие литераторы не только говорили о достоинствах «Солнца», но и задавали вопросы о том, каким должно быть настоящее авторское кино.

– Александр Николаевич, в эпизоде сна императора Хирохито была показана бомбардировка, и снаряды там сбрасывали рыбы. Почему вы именно так это изобразили, почему рыбы, почему толща воды?

– «Солнце» – фильм игровой, и в нем имеет место вымысел. Император Хирохито – человек, который стоит во главе нации, во главе народа, он получил власть по исторической обусловленности. Он понимает всю ответственность, которая легла на него. Это история о том, когда Япония осталась внутри костра войны, обладая большой силой. И император правильно полагал, что получит мощный ответ на свои действия. Я и предположил, что у него и сны должны быть соответствующие. Ему в этих снах тесно, некомфортно. Все традиции Японии связаны с морем, водой и со всем, что они дарят. Как государство островное, оно обречено на вечную войну с водным пространством. По японской традиции рыба – кормилица. И когда вы видите сон императора, где рыба превращается в самолет, который сбрасывает на собственный народ бомбу, это можно воспринимать как символ наказания народа за его собственные ошибки, прегрешения и преступления. 

– В «Солнце» важная роль отводится второстепенным персонажам, например, сцена про звукооператора в конце фильма. При этом если готовность воевать определяется всем обществом, как вы отметили на обсуждении фильма, то почему все остальные персонажи показаны как фон, с которым взаимодействует Хирохито?

– В японской традиции император являлся божеством, нельзя было говорить о нем, размышлять о нем, смотреть в глаза. Это как пример того, что происходит с человеком, который находится в глобальной изоляции. Оказывается, так бывает, и это можно вытерпеть. Но Хирохито в итоге ведь нашел в себе силы и отказался от всего.

– В фильме было использовано достаточно мало музыкальных фрагментов. Почему? Ведь музыка может достаточно понятно и сильно передавать эмоции человека?

– Мысль, выраженная в этой картине, мысль, выраженная словами, гораздо важнее, чем эмоциональный контекст. Музыка там есть, она занимаетнекое подчиненное положение. Но не забудем, что фильм идет на японском языке, мне было важно, чтобы он был понят не только эмоционально, но и по содержанию. А музыкальная фонограмма так или иначе отвлекает от существенного действия, делает его мягче и нейтральнее. В таком фильме, как «Солнце», это было опасно. 

– Каким образом вы подбирали события, предметы, детали, чтобы потом включить их в свой фильм?

– Я десять лет готовился к этому, жил в Японии и путешествовал. Встречался с теми, с кем можно было встретиться и нельзя. Как вы понимаете, все сведения об императорской семье засекречены. Я смотрел документы в разных архивах, большое число кинофильмов и общался со специалистами до тех пор, пока не понял, что пора начинать работу над этой картиной, ведь вымысла в ней нет практически никакого. Когда этот фильм начали показывать в Японии, люди очень удивлялись, ведь они не знали никаких подробностей этой ситуации. 

– Как отреагировали на ваш фильм в Японии?

– Трудности были еще на этапе подготовки, когда я должен был встретиться с представителями трех правых партий, очень жестоких. Министерство меня всячески отговаривало, но я все равно поехал. И два дня подряд по двенадцать часов я сидел и разговаривал с ними. Каждое слово нужно было взвешивать, и это было очень тяжело. Я старался объяснить, почему надо и пора говорить о властном человеке в истории этой страны. Мне сказали, что люди будут жечь кинотеатры, проводить демонстрации. Когда же фильм вышел в прокат, ничего этого не было. Картину даже пустили по телевидению, записали на DVD.

– Были ли у вас особенные операторские приемы?

– Операторских приемов не было, но у нас была своя оптика и система света, которая позволяла добиться особого изображения. Потом мы все обрабатывали в лаборатории. Работы технической было много. К слову, в съемках фильма принимали участие Россия, Италия, Франция, Швейцария.

– Что вами движет в первую очередь при создании фильмов?

– Прежде всего я хочу понять то, чего ранее понять не мог. Хотел понять теми средствами, которые наиболее безболезненны для человека. Художественными средствами. Они самые универсальные и самые перспективные. Художественный автор не судья и не прокурор. Поэтому я должен рассмотреть ситуацию, которая меня волнует, найти ее проблемы, показать их, исправить и передать людям. Искусство не выносит приговоров, потому что порок и преступление – приобретенная человеком проблема. И мы всегда должны понимать: ни в жизни, ни в истории ничего не бывает случайно.

– Расскажите, пожалуйста, о проектах, над которыми вы сейчас работаете, и о тех, которые завершили.

– Недавно мы показали в Петербурге фильм «Go. Go. Go». Он создан по мотивам произведений Бродского. А сейчас мой ученик Саша Золотухин закончил фильм «Мальчик русский». Это история крестьянского паренька, который попадает на фронт во времена Первой мировой войны. 

В данный момент я работаю над фильмом, о котором пока ничего не могу говорить, но это будет кино сложное, какого еще никто никогда не делал. Посмотрим, получится у нас или нет, это от многого зависит.

– Какими качествами должен обладать режиссер, чтобы сделать хороший фильм?

– Волей. Железная воля и готовность потерять все ради того, над чем работаешь. Ни у кого из тех, кто работает в области культуры, нет никаких гарантий сделать великий фильм. Это вопрос технический, но можно ведь еще и со зрителем не совпасть. Никто не обречен на удачу.

Материал подготовила: Ксения Кашинцева, участница направления «Литературное творчество»

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!