Юные художники майской смены продолжают заниматься с ведущими педагогами России. Каждую неделю ребята знакомятся с новыми наставниками, которые делятся с ними своим уникальным опытом. На третьей неделе обучения в Центре цикл мастер-классов по технике многослойной акварели школьникам провел член-корреспондент Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ, профессор кафедры рисунка, живописи, композиции и изящных искусств Академии акварели и изящных искусств Алексей Кравченко.
– Алексей Юрьевич, Вы в «Сириусе» не впервые и уже выработали свою систему работы с юными художниками. Расскажите, как Вы выстраиваете ход мастер-класса.
– Мастер-класс позволяет мне за очень короткий срок объяснить ребятам всю специфику темы. Если мы говорим об акварели, требующей к себе особого отношения, то здесь одной теорией не обойтись. Поэтому с ребятами я работаю по методике преподавания акварельной живописи Сергея Андрияки, которая не раз доказала свою эффективность.
– То есть по принципу наглядности?
– Именно. Я параллельно с учениками выполняю каждый этап работы над горным пейзажем. Мы вместе превращаем небольшой набросок в законченное произведение. В «Сириусе» мне предстоит провести несколько таких мастер-классов, на которых одновременно соберется более 60 юных художников. Все, что я делаю, от замесов краски и оттенков до приемов, будет транслироваться на мониторы, установленные по всей студии.
– Пейзаж один из самых сложных жанров. Что нужно знать юным художникам, приступая к работе?
– Пейзаж действительно капризен, его нужно писать внимательно. А художник, работая с пейзажем должен быть и созидателем, и аналитиком, и природоведом. Он должен не просто видеть, а понимать природу. Разумеется, воспитанники, не имея большого опыта пленэра, могут растеряться, ошибиться с композицией. А в пейзаже иногда нужно от чего-то отказаться, что-то додумать, или вовсе, например, передвинуть гору. Поэтому мы опять обращаемся к наброску и за полтора часа последовательно, методично, доводим работу до конца.
– А какую ребята проходят подготовку перед пленэром?
– У нас непременно проходит вводное занятие, которое рассказывает об основных принципах подхода к пейзажам, к работе с красками. Ведь в технике многослойной акварели заложено много тонкостей. Например, есть приемы, которые совершенно неприменимы в масле. Акварель – она текучая, прозрачная, она очень быстро изменяет цвета, с ней нужно «подружиться».
– Но ребятам все равно придется приложить немало усилий.
– Я знаю, что сразу получится не у всех, но никто не говорил, что будет просто. Наше ремесло – оно тяжелое, и с первого раза никому легко не покоряется. Не случайно же виртуозный мастер портрета и пейзажа Питер Рубенс говорил: «Прежде, чем назвать себя художником, нужно 33 года учиться».
– Многие ребята на смене добиваются неплохих результатов…
– Это так. Наша методика обучения появилась ведь не стихийно, она на протяжении уже почти 20 лет доказывает свою эффективность. И это правда удивительно – за одну смену юные художники заметно повышают свое мастерство. Работы наших ребят украшают стены в кампусе, они экспонируются в залах Парка науки и искусств.
– То есть выставки юных художников – это отличная мотивация?
– Я считаю, да, ведь выставки проводят не для того, чтобы потешить самолюбие юных художников. Они таким образом не только рассказывают о своих достижениях. Выставки нужны для роста, для самоанализа. Важно сравнивать, прислушиваться к окружающим, считывать эмоции со зрителя и начинать понимать, что сделано правильно, а что – не очень.
– Говоря об успехах ребят: встречаются ли Вам воспитанники прошлых смен, делятся ли достижениями?
– Да, и мне очень приятно видеть своих бывших участников направления «Искусство», которые приезжают снова, чтобы расти профессионально и добиваться большего. К тому же, если юный художник заявил о себе с первой смены и его работы были одобрены Академией, мы готовим рекомендацию, чтобы его отметили и в профильных образовательных учреждениях.
– И чтобы взять курс к успеху, у ребят всего 24 дня. Как Вы успеваете до них донести так много?
– Во-первых, благодаря условиям, созданным в «Сириусе». Хорошо оборудованная студия, инструменты, бумага, свет. Во-вторых, мы, преподаватели, практикующие художники и находимся, что называется, в постоянном тонусе: нам не привыкать работать в плотном графике. Также важно, чтобы наш авторитет перед воспитанником был непоколебим. Если ребенок чувствует наставника и его опыт, он хочет за ним идти. А это, в свою очередь, большая ответственность – ты не имеешь права промахнуться. Я думаю, дело именно в этом: у нас, благодаря «Сириусу» и Академии акварели, грамотно, правильно организован и выстроен весь рабочий процесс. А значит, растет новое поколение художников, которое, уверен, скоро о себе заявит.