Без историко-бытового танца не бывает большого балета. Сегодня это обязательная дисциплина в системе среднего и высшего профессионального хореографического образования, которая стала неотъемлемой частью культурного наследия, средством образной характеристики эпохи. Правильная манера исполнения, сложные перестроения и рисунки танца, умение взаимодействовать друг с другом в паре, а также координация ног, рук, корпуса и головы в движении, делают историко-бытовой танец крайне трудным, но вместе с тем очень интересным.
Обо все этом юным артистам балета в «Сириусе» рассказывает преподаватель Московской государственной академии хореографии (МГАХ) Ольга Антоновна Мирза.
– Ольга Антоновна, Вы в «Сириусе» не впервые. В прошлый приезд вы занимались с ребятами ритмикой, в июле – ведете мастер-классы по историко-бытовому танцу. Разные программы – разные ребята. Есть ли у юных артистов балета, приезжающих в Центр из разных городов, что-то общее?
– В апреле в «Сириус» приезжали ребята из школ искусств, сейчас здесь занимаются воспитанники хореографических училищ. У них разные образовательные программы и обучающие дисциплины. Но то, что, несомненно, объединяет, – это желание учиться и совершенствоваться. Творческая атмосфера «Сириуса» положительно влияет на ребят, воодушевляя их на творческие подвиги.
– Что Вы успели разучить с ребятами на нескольких первых занятиях?
– По программе мы проходим менуэт XVIII века. В частности, менуэт из оперы Моцарта «Дон Жуан» в хореографии Мариуса Петипа. Проработали правильное положение партнёров в паре, корпус, позы, положения рук. Обсудили костюмы и этикет той исторической эпохи - важно, чтобы у ребят сложилось четкое представление о времени, в котором жил танец.
– На следующем занятии Вы продолжите тему?
– В определенном смысле, да. При следующей нашей встрече мы обязательно повторим пройденный материал, но еще также поговорим о гавоте. Профессор МГАХ Инга Аркадьевна Воронина составила на основе элементов гавота XVIII века целую композицию на музыку Баха, и мы попытаемся ее разучить.
– В чем принципиальное отличие классического от бытового танца, и на что Вы обращаете особое внимание при занятиях с юными артистами?
– В отличие от классического танца, направленного, в основном, на техническую и физическую подготовку танцовщика, исторический прививает чувство манеры, стиля, эпохи - учит держаться на сцене. Грациозные, живые, изящные по форме движения – все это, я считаю, заслуги историко-бытового танца, который в училищах начинают преподавать с первого года обучения. На своих уроках я стараюсь уделять внимание музыкальности, выразительности, координации рук, головы, корпуса, а также индивидуальности учащихся – дети должны максимально раскрыться на моем уроке.
– Важно ли в историко-бытовом танце умение работать в паре?
– Конечно, это одна из самых главных задач. Главное, не стесняться смотреть друг на друга, стараться работать в постоянном контакте. Это безмолвное общение очень важно. Кавалер должен уверенно вести свою даму, быть галантным и учтивым, дама, в свою очередь, грациозна и приветлива, начиная с самого первого движения. Это всегда очень красиво смотрится.
– Чтобы развиваться в танце, педагоги часто показывают воспитанникам архивные балетные записи. Вы поддерживаете эту практику со своими учениками?
– Да, если не получается увидеть легендарные постановки вживую, то я очень рекомендую обраться к записям, и, в первую очередь, к балетам классического наследия – нашему золотому фонду. Можно назвать немало произведений, где исторический танец является замечательным средством образной характеристики. Конечно же, это «Раймонда» в хореографии Мариуса Петипа. Обязательно – «Спящая красавица», где целый акт посвящён историческим танцам – там есть и гавот, и менуэт, и паспье. Разумеется, нельзя не вдохновиться «Лебединым озером», «Ромео и Джульеттой», «Пламенем Парижа».
– Не оказалась ли дисциплина для ребят сложной?
– Видно, что они занимаются историческим танцем довольно серьезно и профессионально, приехали сюда с хорошей подготовкой. Мне не пришлось объяснять им какие-то базовые вещи. В классе сразу начала давать им довольно сложные положения корпуса, сочетания движений, и они со всем справились.