help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В завершение года «Российская газета» публикует материалы с итогами в различных областях жизни россиян. Это интервью с руководителем Фонда «Талант и успех» Еленой Шмелевой о том, как развивается сейчас в стране система раннего выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, об опыте Образовательного центра «Сириус», о достижениях его выпускников и о том, что такие центры в скором времени появятся в каждом регионе России.

Блистательную победу принес России декабрь. Все российские школьники, принявшие участие в Международной естественно-научной олимпиаде юниоров (IJSO), которая проходила в Амстердаме, выиграли золотые медали, а один из участников команды стал абсолютным чемпионом. Все шестеро победителей – выпускники Образовательного центра «Сириус» в Сочи, где работают с одаренным и талантливыми детьми. Что такое талант? Как его выявить? Почему именно сегодня государство должно поддерживать талантливых детей? Чего мы от них ждем? На вопросы «РГ» отвечает Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех», учредившего «Сириус».

– Елена Владимировна, два года назад в Сочи открылся Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Сегодня у «Сириуса» уже более 18 тысяч выпускников. Что надо сделать, чтобы попасть в «Сириус»? Победить в олимпиаде, учиться на одни пятерки, подготовить в школе блестящий научный проект?

Елена Шмелева: К нам приезжают ребята, которые уже очень ярко проявили себя в одном из наших направлений (математика, физика, химия, биология, информатика, хоккей, фигурное катание, шахматы, академическая музыка, балет, живопись, литературное творчество). Подать заявку на обучение по этим программам может любой российский школьник. Решение о зачислении принимает экспертный совет центра. В его состав входят всемирно известные ученые, артисты, спортсмены, писатели, учителя – прима-балерина Большого театра и миланского театра «Ла Скала» Светлана Захарова, математик, филдсовский лауреат Станислав Смирнов, художник Сергей Андрияка, ректор Московской консерватории Александр Соколов, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор одной из лучших школ России Максим Пратусевич, олимпийский чемпион Алексей Урманов, шахматист Владимир Крамник и другие очень известные и успешные люди. Идея президента, создавшего центр «Сириус» – укреплять позиции России в области науки, искусства и спорта, приглашая в Сочи, на бывшие олимпийские объекты лучших педагогов для работы с юными талантами со всей России. Это уникальный не только для России, но и во всем мире центр.

У нас нет региональных квот для школьников, но на каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов.

Мы принимаем победителей олимпиад, международных и всероссийских конкурсов, авторов успешных технологических проектов и тех, у кого есть научные статьи. Наша задача – дать возможность учиться у нас самым целеустремленным школьникам, независимо от региона проживания и достатка семьи – обучение, питание, дорога, все полностью бесплатно для детей.

 А можно приехать в «Сириус» несколько раз?

Да, ребят, которые были в «Сириусе» два или даже три раза почти 20 процентов. Это те, кто добился очередных значимых побед уже после выпуска из «Сириуса».

Очень скоро у «Сириуса» появятся настоящие научные лаборатории, в перспективе – технопарк. Зачем он нужен школьникам?

«Сириус» – не только образовательный проект, но и проект инфраструктурный: он дает детям возможность увидеть новые горизонты. Познакомиться со сверстниками. И не просто, а в профессиональном смысле, на почве профессиональных интересов, в будущем, я уверена, на почве совместных проектов. Познакомиться с другими учителями и школами, чтобы потом найти правильный вуз, определиться со следующими шагами в своем развитии.

С нашими учениками часто разговаривают очень значимые взрослые – руководители крупных компаний и институтов развития, инженеры, ученые, писатели, режиссеры, тренеры. Они приезжают в «Сириус» поговорить с ребятами о том, что интересует их самих.

В «Сириус» часто приезжает Владимир Владимирович и всегда разговаривает с детьми. Это всегда серьезные интонации, вопросы и серьезное отношение к их еще школьным успехам. «Недетский» разговор президента с нашими учениками, который состоялся этим летом, длился три часа!

И это очень расширяет их восприятие о мире, формирует комплексное представление о том, какой станет Россия в будущем и какую роль каждый из них выбирает для себя, какую задачу перед собой поставит.

Поэтому наши научные лаборатории станут «местом встречи» ученых и профессионалов для решения сложных максимально актуальных сегодня мультидисциплинарных задач. Конечно, с участием наших выпускников – студентов и молодых ученых.

Сюда будут приезжать временные научные коллективы, чтобы выполнить свою часть большой исследовательской задачи под руководством всемирно известных ученых. Появятся патенты и заявки на изобретение.

В технопарке будут развиваться высокотехнологичные стартапы по трем приоритетным для «Сириуса» направлениям – генетике и наукам о жизни, информационным технологиям, когнитивным исследованиям в образовании.

Научный парк «Сириуса» станет кузницей кадров для российских научных коллективов и высокотехнологичных предприятий.

На каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов.

– Недавно на встрече министра образования и науки Ольги Васильевой с победителями международной естественно-научной олимпиады речь зашла о том, что начинать работу с одаренными надо как можно раньше. Ваше мнение?

Все эти шестеро победителей олимпиады, к слову, выпускники августовской программы «Сириуса». Один из участников команды стал абсолютным чемпионом! Еще раз поздравляю ребят и их педагогов!

Конечно, вовлекать в творческую, исследовательскую работу детей надо как можно раньше. У нас сейчас в олимпиадах школьники участвуют с 7-го класса, но доходят только до муниципального этапа. Региональные победители и победители заключительного этапа определяются с 8-го класса. Получается, средняя школа выпадает из этой состязательности. Но и в целом мало конкурсов научно-технической направленности, мало творческих конкурсов, а это возможность показать себя, понять, над чем именно нужно работать, найти интересных партнеров и задачи. Уже с 5-го класса нужно обеспечить возможность для всех детей пробовать себя в разных направлениях, активно вовлекать их в научно-технологическую и межпредметную деятельность, развивать программы для тех, кто выходит за рамки только школьной программы, поддерживать их интерес, делать это модным, создавать все условия для проявления себя. И кроме «Сириуса» появляются новые школы и новые образовательные среды, где можно работать и индивидуально, и в группах, по смешанным очно-заочным программам и в итоге развиваться намного быстрее. А значит, правильно выбирать себе профессию в будущем и добиваться большего, став взрослым. Нужно эти успешные опыты тиражировать, обязательно повышать квалификацию педагогов.

– Но важно ведь не только выявить талант, надо его поддержать. А как?

Центр «Сириус» был создан для решения только этой задачи. Сегодня работа с одаренными школьниками, поддержка их педагогов – главный государственный приоритет. Только так можно выполнить задачи, заложенные в Стратегии научно-технологического развития страны, которая приравнена к стратегии национальной безопасности.

Развитие математических способностей – это стратегический ресурс, более важный, чем нефть и газ. Если этого не делать, у нас не будет перспектив развития.

В России давно сложилась система сильных специализированных школ, интернатов при вузах, но мы предлагаем другую форму работы. Особенность «Сириуса» в интенсивных программах, что связано и с размерами России, и с задачей дотянуться до каждого сильного школьника и поддержать его в том, что удается ему лучше других.

Благодаря идее именно так использовать олимпийское наследие в России быстро увеличивается сообщество талантливых подростков – выпускников «Сириуса». И все время расширяется число партнеров по их сопровождению – это ведущие вузы, научные институты, крупные компании, которые открывают профильные программы по работе с одаренной молодежью.

Благодаря интенсивным программам «Сириуса» и его партнерам у таких ребят появляются разные способы продолжать движение вперед – у нас есть экстернаты, ранние поступления в университет, контракты и стажировки в крупных компаниях, наши выпускники становятся преподавателями в «Сириусе», открывают математические и естественно-научные кружки в своих школах. Многие из наших выпускников становятся получателями грантов президента России – для этого им нужно, кроме побед в олимпиадах в школе, хорошо учиться, вести научно-исследовательскую работу в вузах, ориентироваться на применение своего таланта в России.

– То есть задача «Сириуса» продолжать развивать постоянно действующую систему выявления, развития и применения во благо России их талантов.

Может быть, и в обычных школах надо пересмотреть расписание и подходы к преподаванию?

Подготовить программы, которые лежат на стыке дисциплин, очень сложно. И совсем не так много педагогов, особенно в нестоличных регионах, которые готовят своих учеников к олимпиадам высокого уровня, дают свой предмет углубленно и интересно.

Но региональным Центрам для выявления и развития одаренных детей, которые создаются по модели программ «Сириуса», это будет под силу. В этом году такие программы уже открылись в Свердловской, Ленинградской, Воронежской, Мурманской, Орловской областях, Дагестане, Коми, Мордовии, Татарстане, Хакассии, в Томске, Ульяновске. В следующем году присоединятся Магаданская, Белгородская, Владимирская, Новосибирская и Тюменская области, Республика Северная Осетия – Алания. Будут открываться центры и в других регионах. За два года работы нам удалось объединить вокруг «Сириуса» всех тех, кто эффективно занимается выявлением и развитием талантов.

– Там что, есть здания, кадры?

– Все очень по-разному. Главное не начинать с решения исключительно инфраструктурных вопросов, можно сначала использовать то, что есть. Например, возможности региональных университетов. Только надо, чтобы они открыли двери для школьников. Всю необходимую методическую помощь коллегам мы оказываем, наши педагоги и руководители смен выезжают в эти регионы. Самое главное - опираться на самые сильные педагогические коллективы, повышать квалификацию школьных педагогов, тиражировать опыт лучших из них. «Сириус» с марта 2018 года запускает программу профессиональной переподготовки для 500 педагогов, которые будут работать в региональных центрах по нашим программам. С января начинается набор педагогов на эту программу.

– Тоже по конкурсу?

– Обязательно. Будем учитывать их опыт работы с одаренными детьми – победы учеников на олимпиадах, обязательно – проектные, творческие, исследовательские работы их учеников. Значение для зачисления будут иметь авторские разработки, статьи претендентов.

Сама программа состоит из четырех модулей. Первый посвящен изучению феномена одаренности, проблемам выявления и развития талантов. А также запросам общества и рынка труда согласно приоритетам научно-технологического развития России. Второй знакомит с опытом работы ведущих специализированных профильных школ по подготовке учащихся к участию в высокорейтинговых состязаниях и олимпиадах, по организации проектной и исследовательской работы.

Третий представит технологии работы с одаренными школьниками в дистанционных средах, научит создавать современные образовательные программы с использованием новых технологий, новых образовательных сред. И четвертый, самый важный, сосредоточен на том, как воспитать ответственность за свой талант, дело, которое выбирает юный талант. Как помочь ему повысить свою эффективность, научить работать в команде.

В финале каждый педагог защитит свою программу по работе с одаренными детьми, создав ее именно для своего региона. Ведь у каждого региона есть свои промышленные предприятия, приоритетные проекты, они и будут обязательно отражаться в работе Центров развития одаренных детей.

– Правда, что студенты теперь тоже могут приехать в «Сириус»?

– В этом году мы открыли научно-технологические школы-конференции для студентов – выпускников «Сириуса» и получателей грантов президента РФ. Такие школы нужны для того, чтобы сориентировать их на области технологического прорыва. Чтобы самые сильные российские студенты смогли подготовиться к будущим конкурсным отборам наших партнеров – на стажировки в ходе обучения и трудоустройство после его завершения. Уверена, что эти же ребята будут в числе первых резидентов в научных лабораториях и технопарке.

У нас есть еще одна группа студентов, правда только магистрантов, с которыми мы работаем очень интенсивно. Это молодые педагоги, которые приезжают к нам в качестве кураторов образовательных программ. По сути, на нашей площадке они повышают свою квалификацию. Мы видим, как много надо сейчас поменять в системе педагогического образования, которая мало учитывает потребности современной экономики. Перед обществом стоят новые и очень серьезные задачи, но они мало учитываются при подготовке учителей, разработке учебников. Есть идея привлечь наших руководителей смен к работе со студентами в педвузах на базе региональных центров. «Сириус» готов стать постоянным партнером педагогических университетов.

– Может, в педвузах нужно открывать больше смежных факультетов и специальностей, делать упор на проектную работу?

– Может быть. Мы проводим в «Сириусе» научно-технологические, мультидисциплинарные проектные смены с участием наших партнеров – вузов, компаний, научных институтов, и видим, как это полезно и важно для детей. Направления – серьезные и перспективные, соответствуют Большим вызовам, стоящим перед Россией и миром, на которые пока нет ответов, но именно там ожидаются прорывы. Технологии больших данных, безопасность, современная энергетика, беспилотный транспорт и логистические системы, космические технологии, новые материалы, освоение Арктики. На работу над проектом отводится до 150 часов, в качестве результатов есть уже и контракты на разработки с компаниями-партнерами, стажировки и целевое обучение, научные статьи, патенты.

– Министр образования и науки пообещала, что изменится экспертиза школьных учебников и, видимо, они сами. Нужны ли особые учебники для одаренных детей?

– Учебник должен быть интересным. Мы начали создавать дополнительные материалы к учебникам 7-9-х классов, выходящие за рамки школьной программы. Сначала - по математике и физике, информатике, в планах - по химии и биологии. Они покажут учителям, как увлечь, заинтересовать, дать больше не только по "своему" предмету - на уроке, в кружке, в центре дополнительного обучения, показать, где сегодня в России ведутся самые передовые исследования, создаются технологии.

Но дело не только в учебниках. Сильные школы, вузы должны стремиться создавать вокруг себя атмосферу, как бы это назвать... просветительских клубов, развивающих сред для школьников (очно и в социальных сетях) по обсуждению задач, заложенных в стратегию научно-технологического развития России.

Свои разработки мы используем в «СириусОнлайн» – дистанционной среде, где дети проходят отбор на смены по науке, готовятся к программе и после очного обучения могут остаться у своего преподавателя до шести месяцев учиться заочно.

– Интересно, вы своих лучших учителей помните?

– Я училась в Ленинграде, в 71-й школе при политехническом университете. И думала, что обязательно стану инженером, но дала мне больше всего Галина Васильевна Сердюк – учительница русского языка и литературы.

Чтобы достичь результата, нужно учиться минимум 5-6 лет у одного педагога. Мне повезло, Галина Васильевна вела нас со средней школы, была нашим классным руководителем. В итоге у меня были победы на олимпиадах по литературе. Но дело не в победах. Любые занятия, разговоры с ней накладывались на мое личное отношение к жизни, к тому, что ты делаешь и зачем. Такие вопросы нельзя задать чужому человеку. Она всегда была для нас конкретным примером того, что такое добро, наука, искусство, как нужно относиться к делу, которое ты делаешь и друг к другу.

Хорошо помню Зою Федоровну Марочкину, преподавателя физкультуры, учившую не сходить с дистанции, несмотря ни на что, и Веру Евгеньевну Малышеву, благодаря которой я очень любила математику, статистику и вычислительную социологию в университете, в итоге это и стало моей специализацией.

– В Образовательном центре три направления – наука, спорт и искусство. Что их объединяет?

– Каждое направление открывает программы для других ребят. У нас математики встают на коньки, спортсмены делают большие успехи в создании 3d-моделей, два раза в неделю все желающие могут посетить открытый мастер-класс по живописи. И все вместе ходят на концерты классической музыки, балет, выступления фигуристов и хоккейные матчи. Но есть еще и программа, своеобразный интегратор – Литературное творчество. К ней все проявляют огромный интерес. И это меня не удивляет. Ведь слово объединяет и ученого, и художника, и спортсмена. Мы не сможем развивать науку и технологии, не обсуждая их эффект и последствия. И тут на первый план выходит межпредметная коммуникация. И мы приглашаем журналистов «Российской газеты» вести мастер-классы для наших учеников, а также принимать на стажировки наших выпускников.

Источник: www.rg.ru

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!