help@sochisirius.ru

Музыкальный образ произведения передается разными средствами выразительности: мелодия, лад, гармония, ритм, темп, тембр, динамика, фактура, форма – все это целая система музыкального мышления, совокупность музыкальных образов и средств. Область, изучающая их, называется теорией музыки. О том, как в «Сириусе» строится работа по этой дисциплине – в интервью с кандидатом искусствоведения, преподавателем Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных Еленой Двоскиной.

– Елена Марковна, расскажите, как Вы выстроили образовательную программу для воспитанников музыкального направления?

– Работая над программой по теории музыки, я понимала, что очень часто эта дисциплина представляется в виде прикладных инструктивных упражнений, и к сожалению, не все молодые музыканты до конца распознают, в чем смысл теоретической рефлексии музыкального искусства и как музыкальная композиция может выходить за пределы обычного исполнительства. Стоит учитывать и то, воспитанники одного учебного заведения, но разных музыкальных классов (например, пианисты и духовики) занимаются теорией музыки по-разному, с учетом их профессиональной специфики. Поэтому в «Сириусе» я решила изменить привычную форму работы и отказаться от написания диктантов, прослушивания интервальных и аккордовых последовательностей.

– На что Вы решили сделать уклон в работе со стажерами музыкального направления?

– Я построила свой трёхдневный курс таким образом, чтобы он был доступен каждому молодому музыканту. В частности, мы погружались историю возникновения науки. Науки о музыке, изучающей элементы и средства музыкального языка. Мне важно было показать, что теория музыки – это отнюдь не совокупность правил и упражнений, а богатая и занимательная область, изучение которой когда-то считалось обязательным для каждого образованного человека.

– То есть, теория музыки сегодня – это обширная область знаний и исследований, которыми должен владеть каждый музыкант?

– Безусловно. Но я убеждена, что теория музыки – область, которая может быть интересна не только музыкантам. Например, было бы здорово проводить лекции на музыкально-теоретические темы для математиков или химиков. Исследование связей двух, на первый взгляд, несочетаемых дисциплин – науки и искусства – расширяют сознание, кругозор. Что связывает музыку с математикой, геометрией, естественными науками? Отчасти и эти знания я старалась донести до ребят в рамках моей образовательной программы. Надеюсь, мне это удалось.

– Расскажите немного подробнее о специфике трехдневной образовательной программы со стажерами «Сириуса».

– Наши занятия включали в себя лекционную часть и практическую. В первый день мы говорили об истоках музыкальной науки, о ее роли и содержании, о том, как музыкальная наука вписывалась в общую картину познания мира с самых античных времен, как греческий щипковый струнный инструмент «канон» демонстрировал единство математических и музыкальных законов. В конце лекции я ознакомила ребят с самыми разными видами музыкальных канонов и некоторые из них, к нашему общему удовольствию, удалось даже спеть.

На второй день я рассказывала об истории музыкальной нотации, о многообразии ее видов, складывающихся на протяжении эпох, о том, как способ записи музыки зависит от способа ее бытования и исполнения. В конце – практическое упражнение: расшифровка фрагмента старинной нотации.

Ну а на третий день у нас было больше практики, чем теории. Сначала, поговорили о старинных ладах и узнали, какой может быть музыка вне мажора и минора и о том, как древние хоралы, возникшие в «пред-мажороминорную» эпоху, стали основой целого музыкального стиля и как их обрабатывал Бах. Главным практическим упражнением последнего дня и одновременно итогом всего нашего курса стало коллективное сочинение трёхголосного канона на шутливый текст, который затем был охотно исполнен юными композиторами. Впечатления от работы с январскими стажерами остались самые теплые.

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!