Историко-бытовой танец, как средство образной характеристики эпохи, прочно закрепился в общей хореографической подготовке будущих артистов. Об этом, а также становлении и развитии танцевальных форм исторического танца воспитанникам апрельской образовательной программы рассказывала преподаватель кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца Московской государственной академии хореографии Ольга Мирза.
– Ольга Антоновна, историко-бытовой танец – дисциплина, которую за несколько занятий не освоишь. Какое место она занимает в профессиональной подготовке выпускника балетной школы?
– Историко-бытовой танец сложен не столько технически, сколько эмоционально. В этом предмете необходимо чувствовать грань, где манера не должна переходить в манерность, а передача стиля определенной исторической эпохи не должна становиться гротесковой пародией. Учиться ему действительно непросто, но он, в первую очередь, тем и уникален, что выступает не как вспомогательный элемент в классическом балете, а самостоятельное направление. Танцовщик, владеющий манерой исполнения исторического танца, значительно расширяет свой творческий диапазон.
– Сколько групп занимались с Вами на апрельской программе?
– У меня было четыре основных группы. Всего – 77 воспитанников в возрасте 10-16 лет из детских хореографических школ четырех регионов: Москвы, Кировской области, Республики Тыва и Ямало-Ненецкий автономного округа.
– Прониклись ли воспитанники апрельской программы историческим танцем, поняли ли характер, манеру его исполнения?
– И не только апрельской. Я в «Сириусе» не впервые, и мне всегда приятно видеть, что здесь занимаются дети, влюбленные в свое дело – без преувеличения. И это самое ценное: вне зависимости от уровня подготовки, каждый из них готов работать с полной отдачей. Историко-бытовой танец для многих совсем незнакомый предмет, но несмотря на это, воспитанники стараются полностью погрузиться в изучаемый материал.
– Историко-бытовой танец всегда рассматривается в структуре музыкальных видов искусства, как единство эмоционального содержания музыки и хореографии, и на Ваших занятиях это особо прослеживается. Расскажите подробнее о роле музыки в уроке.
– Как говорила великая Майя Плисецкая: «Важно танцевать музыку, а не под музыку». Любому виду танца следует подчиняться этому принципу. В уроке исторического танца кроме упражнений на постановку корпуса, головы, положений рук и различных pas, важен подбор музыкального материала. Особое внимание должно уделяться взаимосвязи танцевальных композиций с музыкой – она должна вести танцовщика за собой, вдохновлять, создавать необходимую атмосферу. В этом смысле, я стараюсь подобрать материал, который был бы интересен и доступен воспитанникам. Для младшего возраста это несложные произведения с ярко выраженными музыкальными акцентами и характером, для старших – более сложная и насыщенная музыка, а также фрагменты из балетов классического наследия.
– И конечно, без теории не понять образности и идейного замысла хореографического произведения…
– Безусловно. Тем более в историческом танце. Нельзя просто выстроить воспитанников и сказать: «Ну, встали – и повторяйте». Здесь необходимо провести небольшую теоретическую подготовку. Конечно, не превращать это в урок истории, но, тем-не менее, подготовить для них обзорный материал об эпохе, стиле, этикете, манере исполнения танца, о костюме, например. В историческом танце именно он диктует нам положение корпуса и рук.
– Что станет итогом цикла мастер-классов по историко-бытовом танцу?
– Моя основная цель – за небольшой отрезок времени объяснить и показать воспитанникам насколько важно изучение исторического танца, что дает этот предмет, и как полученные знания повлияют на весь процесс становления их как будущих танцовщиков. Поэтому я не преследую цели добиться от ребят идеального исполнения элементов и танцевальных композиций, намного важнее дать им почувствовать «вкус» эпохи и стиля. Моя задача заинтересовать и увлечь учащихся историческим танцем, поэтому иногда, в конце урока, я предлагаю тематическую импровизацию.
– В чем она заключается?
– Например, сегодня было такое задание: я предложила разделиться на две группы и на основе пройденного материала изобразить два знатных семейства времен императрицы Екатерины II: Голицыных и Шереметьевых. По задумке, они проводили небольшой бал, куда были приглашены гости – высокопоставленные особы. Дальше, согласно заданным обстоятельствам, воспитанникам нужно было продумать роли, развитие сюжета, кульминацию и финальную развязку. И все это в танце. Эффективность этого творческого метода в том, что, вводя в уроки хореографии задания на импровизацию, преподаватель дает возможность ученикам реализовать свой личный потенциал, индивидуальность, почуствовать себя не только исполнителем, но и создателем своего маленького спектакля.
Должна сказать, что каждый справился с этим заданием прекрасно. Я видела искренне заинтересованные лица, «горящие» глаза и неподдельное желание совершенствоваться. Для меня, как для преподавателя, это лучшая награда. Я хочу пожелать юным танцовщикам никогда не останавливаться на достигнутом и, несмотря ни на что, всегда оставаться влюбленными в свою профессию.