help@sochisirius.ru

Незнание или непонимание естественных наук сегодня приводит к ограничению возможностей в любых видах деятельности. С этого утверждения физик Евгений Пальчиков начал свой цикл лекций в «Сириусе». Профессор Новосибирского государственного университета сравнил лекции с эстафетной палочкой: преподаватель сначала получает знания, а потом передает их своим ученикам. В родном вузе он читает курс «Техника физического эксперимента», а в Образовательный центр приехал, чтобы рассказать художникам, химикам и ученикам инженерно-математических классов, почему понимание физики важно для любой профессии.

Для наших читателей мы выбрали из лекций профессора Евгения Пальчикова самое «вкусное» и полезное – 8 цитат для размышления о нашем зрении и развитии интеллекта.

Смотри в оба: о зрении с точки зрения физики

«До 9% мужчин нашей планеты видит цвета не так. Среди женщин цветоаномалия распространена значительно меньше – 0,5%. Человек со стандартным зрением видит объекты разных оттенков, а цветоаномал некоторые цвета может не различать. Есть и такие сочетания, которые нормальный человек не увидит, а цветоаномал различит, поскольку у него другое цветовое уравнение. Чаще всего эти отклонения являются не цветной слепотой, а смещением спектров восприятия. Не путайте это с дальтонизмом! Дальтоников значительно меньше – один на миллионный город»

«Глаз никогда не стоит на месте, он постоянно находится в движении. Дрожание происходит от 20 до 30 раз в секунду. Даже если вы фиксируете глаз на какой-то точке, он все равно уплывает в сторону, а потом рывком возвращается обратно, то есть все время плавает. Почему? Дело в том, что неподвижное изображение сетчатка не видит. Человек не замечает этого, как и нервные волокна, нервные клетки и сосуды сетчатки, через которые смотрит»

«Информация с левой части сетчатки глаза поступает в левое полушарие, а с правой части сетчатки – в правое. Согласно законам физики, хрусталик переворачивает изображение предмета, и на сетчатку оно попадает именно в таком виде. После этого образ передается по нервам в мозг, где мы получаем остаточное изображение, какое оно есть на самом деле. А в месте, где зрительный нерв входит в мозг, глаз ничего не видит, это так называемое слепое пятно. Природа так устроила человека, что правое полушарие отвечает за образы, а левое – за чтение. Эти анатомические особенности зрения особенно важно знать художникам, чтобы понимать, где лучше размещать картинки, а где надписи»

«В сетчатке находятся клетки, в которых есть краситель родопсин, аналог витамина А. Этот основной зрительный пигмент также содержится в палочках сетчатки глаза морских беспозвоночных, рыб, почти всех наземных позвоночных»

Умнее, чем вчера: о развитии интеллекта человека

«50 тысяч лет назад человек жил в пещере, бегал с дубинкой. Прошло всего лишь 50 тысяч лет, человек построил здания, начал писать, говорить – все благодаря развитию интеллекта. Он напрямую связан со второй сигнальной системой. Первая сигнальная система – это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, то, чему не надо учиться. А вот речь, письменность, физика, математика – это вторая сигнальная система, все то, что связано с символами, странными звуками, с помощью которых передается информация. Развивать вторую сигнальную систему означает развивать интеллект»

«"Сначала было слово", – с этой фразы начинается одна из библейских книг. И это правда. Развитие языка шло 20-30 тысяч лет. Еще 2-3 тысячи лет развивалась письменность, что позволило передавать информацию следующим поколениям. И сразу же пошло бурное развитие интеллекта, которое привело к развитию естественных наук. Физика, химия, биология всего за 200-300 лет сильно изменили наш мир. Сегодня то, что развивалось 20-30 тысяч лет, человек изучает дома до школы, а следующие 11 лет его пытаются научить тому, что называется естественными науками, – знаниям об окружающей природе»

«Деление на науки о природе весьма условно. Природе вообще все равно, что вы напишете в тетради. Законы физики, химии, биологии придуманы людьми на основе наблюдений, они необходимы для того, чтобы предсказывать явления, которые еще не произошли до проведения эксперимента. В результате на основе каких-то полученных знаний формируются закономерности, которые позволяют предсказывать лучше любых гадалок. Гадалки вам могут объяснить, как устроены тормозные колодки автомобиля?»

«Все меньшее количество людей становится занятым в производственной сфере из-за возрастающей производительности. Сто лет назад, чтобы не умереть с голоду, половина населения должна была выращивать животных и растения на еду. Сейчас в этой сфере в развитых странах занято в среднем 7%, то есть 7% людей кормит всех остальных. Одна пятитысячная часть людей на земле снабжает всех автомобилями. С самолетами еще меньше. С сотовыми еще меньше. Всех накормили, всем выдали зрелища, транспортом обеспечили. И это меньшая часть человечества. А что делать остальным? Отсюда возникает контингент необразованных людей и невостребованных специалистов»

Поделиться
Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!