Язык – уникальная знаковая система, которая может изменяться. Почему у единиц языка могут возникать новые значения и как их можно выявить, молодым литераторам рассказал кандидат филологических наук, заведующий сектором теоретической семантики Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, преподаватель Школы анализа данных Яндекса Борис Иомдин.
«Как так случается, что слова получают много новых значений, и какие факторы на это влияют – эти механизмы так или иначе можно исследовать. И вместе со школьниками мы исследовали способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях. Разобрали несколько примеров и выяснили, как новые значения появляются внутри русского языка, в том числе и при заимствованиях из иностранного», – сказал Иомдин.
Например, кнопка (канцелярская, механическая, застежка для одежды или прозвище человека маленького роста), бот (судно, постройка, вид обуви, программа, виртуальный собеседник и т. д.) – примеров многозначных слов в русском языке не счесть. Это явление в лингвистике получило название «полисемия». У слова «кроссовер» ребята насчитали более десяти семем: это и автомобиль, и художественное произведение, и разделительный фильтр звуковых частот, и коммуникационный шнур, и даже организм или рекомбинантная молекула ДНК.
«Если серьезно озадачиться этим вопросом, можно вспомнить еще множество вариантов. Именно поэтому я люблю лекции Бориса Леонидовича: кроме того, что они интересные, на них можно исследовать механизмы образования у слова новых значений. Это те вещи, над которыми в обычной жизни не всегда задумываешься, но они помогают понять глубже родной язык», – сказал Леша Бакланов (17 лет, Томск).
По словам педагога, если посмотреть первый том активного словаря русского языка за 2014 год, мы увидим, что слов с единственным значением меньше четверти, и большая часть подразумевает под собой 2, 3, 10, а то и больше значений.
Вторая лекция Бориса Иомдина была посвящена ключевым задачам лексикографии (наука составления словаря, главного инструмента лингвиста) и вопросам системного описания русского языка.
«Я говорил об истории лексикографии и о том, когда появились первые словари и как они были устроены, какие словари самые большие и какая у них функция, сколько в словарях бывает слов и как описывать новые слова, которые так или иначе прижились в речи. Мы много работали над описанием новых значений, и надо сказать, что ребята проявили себя как настоящие лингвисты», – рассказал педагог.