help@sochisirius.ru

Снова делаете презентацию в последний момент? Сломайте систему и начните ее готовить параллельно с тем, как пишете реферат, курсовую или ведете проект.

Если вы из числа людей, убежденных, что презентация помогает спикеру не забыть ход повествования, то этот небольшой мануал точно для вас, ведь на самом деле слайды – для аудитории. Смысловые заголовки и ключевые мысли на экране помогают слушателю включиться в тему и понять ее.

Как представить результаты работы в визуальном формате, чтобы зрители вам аплодировали, рассказала Елена Глистина, исполнительный директор Ассоциации Science Slam Russia. Рекомендуем взять эти простые правила на заметку всем, кто мечтает своим выступление растопить сердца не только одноклассников, но и жюри или инвесторов.

У большинства из нас сохранилась устойчивая ассоциация, что презентация = PowerPoint. Мы открываем слайды, блокнот, и начинаем постепенно заполнять пустые страницы текстом и стоковыми картинками. Закройте PowerPoint и забудьте о нем на время. Перед вами четыре простых шага, которые стоит сделать перед началом работы в этой программе.

Шаг 1. Сценарий

Обычно мы структурируем идею выступления и пишем один текст, который дробим на слайды. Добавьте творчества в этот процесс.

Самый просто способ – использовать карточки. Разложите перед собой стикеры или разрезанные на небольшие квадраты листы бумаги. Запишите на них мысли, о чем вы хотели бы рассказать. Пишите их в произвольном порядке, не думая ни о структуре, ни о логике. Просто фиксируйте мысли, выписывайте все, что приходит в голову. Одна карточка – одна мысль. Количество может быть любым.

Опыт показывает, что именно таким образом вы соберете все правильные идеи. Сгруппируйте их в смысловые блоки. Это — основа вашей презентации.

Текст для слайдов не делается с помощью горячих клавиш ctrl+C и ctrl+V. Мы выводим на слайд ключевую мысль, ключевые тезисы. Все остальное рассказываем, но не читаем со слайда.

Шаг 2. Раскадровка

При­ду­майте визу­а­ли­за­цию тех идей, что вы сфор­му­ли­ро­вали на этапе сце­на­рия. Если считаете это пустой тратой времени, вспомните, что перед съемками фильмов линию повествования изображают на раскадровках. Попробуйте и вы рассказать живую историю, а не последовательный набор фактов. Это цепляет, вы сами заметите отдачу  по заинтересованным взглядам людей.

Продумайте на этом этапе логику вашего повествования и заголовки для каждого слайда.

Совет про логику повествования. Есть, конечно, блоки, которым нас учили с начальной школы: введение, смысловая часть, заключение, но логика внутри них может быть разной. Все уже устали от стандартного повествования. Даже если вы выступаете в школе с рефератом, вы можете сделать это по-разному. Попробуйте что-то новое, та реакция, которую вы увидите, окупит потраченное время и силы. Например, обозначьте сразу, к какому результату вы пришли, а потом уже покажите путь, который привел вас  к этому. Искренне расскажите, почему вас задела эта проблема или как вы заинтересовались темой.

Совет про заголовки. Если вы правильно назвали слайды, то после их прочтения человек поймет, о чем пойдет речь. Попробуйте сделать не назывные заголовки по типу «Обзор рынка», ведь это слишком большое обобщение, которое не вызовет эмоций и не заинтересует слушателей. Напишите смысловые заголовки про суть и действия – «В 2019 году цены на недвижимость в Сочи выросли». Это уже факт, за которым есть история.

Хороший заголовок состоит примерно из семи слов, три из которых – подлежащее, сказуемое, обстоятельство места или времени.

Шаг 3. Стиль

Чаще всего мы используем готовые шаблоны в PowerPoint, но не всегда это хороший инструмент для отражения темы. Попробуйте сделать свой шаблон. Постарайтесь продумать, какой стиль максимально отразит вашу идею, опре­де­лите фир­мен­ные эле­менты: цвета, шрифты, фон. Яркая и разноцветная презентация или умеренная и в мягких тонах? Главное — соблюдать принцип контраста между фоном и текстом.

Кстати, о тексте. Шрифт помогает создать нужные ассоциации и образы. Чтобы это понять, достаточно представить фразу «Я тебя люблю», написанную в двух форматах: красивым рукописным шрифтом или достаточно строгим Arial. Для презентации обычно больше подходят шрифты без засечек.

Совет про шрифт. Не можете определиться и выбрать шрифт? Используйте Helvetica. Многие компании выбирают этот нейтральный шрифт, потому что он не отвлекает читателя.

Совет про подачу. Пробуйте скрайбинг и скетчи – пока вы рассказываете, вашу историю рисуют на экране. Это можно сделать в режиме реального времени, а можно заранее подготовить видео.

 

Шаг 4. Верстка

Теперь вам предстоит создать ком­по­зи­цию на слай­дах. Визуальное сопровождение помогает спикеру донести нужную информацию. Меньше — лучше. Используйте принцип простоты — сокращаем текст и визуальный шум на слайде. Фокус на главном, соблюдайте визуальную иерархию, выделяйте несколько уровней идей на слайде.

Не используйте постановочные картинки с банальным смыслом. Ищите подходящее изображение. Если есть возможность, сделайте фотографию сами или нарисуйте подходящую картинку. Иногда изображение настолько точно передаст смысл, что не потребует никакого текста.

Совет для поиска изображений. Google и Яндекс дают разный результат, вбивайте запрос на английском, используйте синонимы. Если у вас много графиков, можете перевести некоторые из них в инфографику, для этого есть специальные онлайн-программы. Нужно только вбить значения и подобрать подходящий стиль. Собирайте у себя банк удачных картинок и рисунков. Возможно, он пригодится для следующего реферата или проекта.

Прошли все четыре шага? У вас в руках все нужные компоненты: готовые картинки, шрифты, фон, смысловые блоки, карточки. Осталось все перенести в программу. Не нужно думать над каждым слайдом по отдельности. Если вы хорошо поработали, то, заполнив страницы последовательно и логично, получите презентацию, которая идеально дополнит выступление.  

Вместо постскриптума

Не забудьте уделить внимание первому и последнему слайдам. Во введении, конечно, стоит представиться, если вы выступаете перед незнакомой аудиторией. Еще можно задать вопрос, сообщить интересный факт или просто и понятно анонсировать, о чем вы сейчас расскажете. Пример: «А вы были в Сочи? Сейчас я расскажу факты, которые вы вряд ли знаете об этом городе».

Последний слайд со словами «Спасибо за внимание» – это, конечно, не самый плохой вариант, но он настолько часто используется, что от него пора отказаться, а картинка «Вопросы?» в конце – точно плохое завершение. По мере вашего повествования внимание слушателей может рассеиваться, а вопросы — забываться. Сделайте слайд с основными тезисами. Это наведет аудиторию на нужные мысли и поможет вспомнить вопросы. Сделайте инфографику с основными результатами проделанной работы или посоветуйте аудитории какое-то уместное и полезное действие, которые им нужно сделать после вашего выступления. Ищете единомышленников? Скажите об этом. Хотите развивать проект дальше и будете рады новым идеям? Попросите дать обратную связь! Не забудьте для этого оставить свои контакты на слайде.

 

Поделиться
Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2019 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!