В этом году во второй раз в «Сириусе» прошла февральская естественнонаучная программа. В прошлых материалах мы поговорили с преподавателями о химии и биологии. Завершает программу физика.
Почему у преподавателей не было цели учить школьников, чем программа схожа с обучением в МФТИ и сколько тонн оборудования привезли педагоги, рассказал руководитель программы и лаборатории ионной и молекулярной физики МФТИ, кандидат физико-математических наук Игорь Попов.
– Игорь Алексеевич, мы уже общались с преподавателями недели химии и недели биологии. Теперь интересно узнать про физиков. Расскажите, чем вы занимались со школьниками?
– У нас было 6 дней на 7 модулей. И я, наверное, сразу здесь поясню, что это ознакомительные модули. В прошлом году мы начали делать естественнонаучную программу с нуля. Это новый образовательный продукт, которого раньше не было. Основная концепция в том, что мы не ставим себе цель чему-то научить школьников. Можно было бы взять один раздел и изучать только его. Но зачем, когда это и так преподается в школе? Очевидно, мы не должны никого подтягивать и учить решать задачи из ЕГЭ. И более того, мы специально привозим сюда педагогов, которые со школьным образованием никак не связаны – это практикующие ученые и университетские преподаватели. Именно для того, чтобы расширять кругозор и разбираться, что ученый делает на своем рабочем месте. Основные блоки программы помогают разобраться, что происходит в современной науке с точки зрения физического эксперимента. Ведь физик смотрит на мир через физический эксперимент.
– Как в МФТИ?
– В общем и целом концептуально это близко. На физтехе по большей части преподавателями работают практикующие ученые, еще важная часть преподавателей – это совместители, которые значительную часть своего времени проводят на производственных предприятиях, связанных с передовыми областями науки. Получается, в «Сириусе» мы занимаемся привычным делом.
– Идея программы в том, чтобы естественные науки преподавались с уклоном на разные специализации. Например, биология для физиков и для химиков. Делили ли вы внутри модулей физику на задачи для других естественных наук?
– Мы не придумываем отдельно физику для химиков и биологов, мы занимаемся наукой в широком смысле этого слова. Межпредметность существует не только на стыке разных областей, например, химии и физики, но и внутри одной науки на уровне разных разделов. В школьном курсе часто разные разделы физики школьники не готовы рассматривать как части целого. Многие ребята думают, что силы, о которых идет речь в курсе механики, и силы, которые, например, используются для описания электрических явлений, какие-то разные и законы нужно писать по-разному. А это не так. И даже наоборот, важно учиться пользоваться универсальными инструментами для описания широкого круга явлений. Задача преподавателя – помочь сломать такие барьеры и построить на их месте хорошую дорогу. Однако это не всегда удается. За одну неделю не так просто найти общий язык. Поэтому наши занятия организованы так, чтобы у каждого ребенка была возможность поработать со всеми педагогами.
– Сколько преподавателей на программе?
– На физической неделе работали 18 преподавателей. То есть у нас в среднем на каждом занятии работало два-три преподавателя.
– Расскажите подробнее про преподавателей недели физики. Кто они?
– Это преподаватели Физтеха, но не все из них закончили МФТИ. И мало того, даже не все являются специалистами-физиками по диплому. В нашем коллективе работают два выпускника химфака и один выпускник биофака МГУ. В профессиональной сфере профиль первичного образования становится уже не сильно важным, в этом и проявляется межпредметность. Можно успешно работать в разных областях, независимо от профиля первичного образования. Поэтому среди выпускников МФТИ есть не только физики и инженеры, но и актеры, композиторы, писатели и даже священники.
– В прошлом году физики потрясли всех оборудованием, которое привезли в «Сириус» для лабораторных работ. В этом году история повторилась?
– Конечно. Мы с собой привезли 1,2 тонны груза. Это примерно 95% оборудования для занятий. В этом грузе не было только мебели, измерительного оборудования общего назначения, лабораторной посуды. Установку газового разряда, например, мы сделали специально под программу. Привозим ее сюда во второй раз. Она не уникальна, ее может собрать даже школьник. Один из учеников нашей программы, кстати, создал похожую у себя дома. На вступительных заданиях он поделился с нами результатами своих изысканий по изучению газовых разрядов, и мы его с радостью пригласили.
– А эксперименты Нобелевских лауреатов проводите со школьниками?
– Осенью 2018 года Нобелевскую премию дали за создание оптического пинцета. Мы умеем это делать и решили включить эксперимент в программу. Свежая премия – и сразу на программе. Это междисциплинарная разработка, важный инструмент для клеточных биологов, работающий на основе фундаментальных физических законов. Базовые элементы оптического пинцета – флуоресцентный микроскоп и лазер зеленого цвета. Но прежде чем знакомиться с установкой, нужно сначала разобраться во многих нюансах. Это идеально подходит под цели и задачи междисциплинарной программы.
– Образовательная программа длится три недели. За это время ребятам рассказывают 18 новых для них тем, знакомят с современными установки и разработками. Насколько такой большой объем новой информации эффективен?
– Вопрос оценки эффективности – это вопрос сравнения достигнутого результата с изначально поставленными задачами и вложенными ресурсами. Мы свою цель формулируем как задачу посмотреть вширь – познакомить ребят с современными направлениями и инструментарием, как можно более общими подходами к решению задач. Мы хотим, чтобы ребята сами после окончания занятий подумали, что именно им интересно. Мы хотим показать многообразие взглядов, точек зрения, инструментов, поэтому и организовали процесс так, чтобы было много разных преподавателей. Я надеюсь, ребята, получив опыт других людей, начнут нарабатывать свой личный опыт и развивать свою точку зрения. Чтобы человек понимал, что мнений на самом деле много, и правильно только то, что он в конечном счете примет для себя сам.