Участники международной программы из России и Индии разработали новый агрегатор для цифровых финансовых активов. Он собирает информацию с мировых бирж и помогает финансистам определять честную стоимость электронных ценных бумаг – токенов. Алгоритм, предложенный школьниками, позволяет предсказать изменения в курсе и автоматически купить или продать активы по выгодной цене.
Цифровым финансовым активам аналитики прочат большое будущее. Это долгосрочный тренд, реалии, в которых предстоит жить всему миру финансов в ближайшей перспективе. О планах по выпуску собственной цифровой валюты в разное время сообщали правительства или государственные банки Китая, Японии, Эквадора, Нидерландов и Казахстана. Россия тоже не отстает от мировых трендов. Центробанк к концу 2021 года обещает запустить пилотный проект цифрового рубля, а Госдума летом этого года приняла закон «О цифровых финансовых активах». Новый агрегатор, который создала команда школьников Международной программы Образовательного центра «Сириус» и индийской организации Atal Innovation Mission (AIM), поможет ориентироваться в цене на криптовалюты и электронные ценные бумаги на финансовых биржах и на основе машинного обучения предсказывать динамику курсов. В команду разработчиков вошли три ученика из Индии и три из России.
«Мы разработали сайт, на котором можно получить всю актуальную информацию о цене криптовалюты, – рассказывает одиннадцатиклассник из Казани, ученик Лицея имени Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета Амир Гиззатуллин. – Сегодня эта информация разрозненная и на каждой бирже своя. Заходя на наш сайт, человек может сориентироваться, на какой бирже валюту дешевле купить, а на какой – выгодно продать. Для полноценной работы сайта мы написали код, который будет собирать сведения в режиме реального времени. Пока мы получаем данные самых популярных бирж – Binance и BitMEX, но в будущем можем агрегировать их и с других площадок».
Код, который создали школьники, позволяет не только определить честную цену на криптовалюты, но и нивелировать неточности, которые могут возникать из-за задержки во времени, когда покупатель и сервер биржи находятся на разных континентах.
«Например, мы хотим купить цифровые активы, смотрим на бирже, сколько они стоят и сколько их доступно сейчас для покупки, принимаем решение купить. Но пока до нас шла информация с сервера, стоимость активов могла измениться или нужное нам количество токенов уже приобрели. Наш алгоритм умеет предсказывать эти изменения, прогнозирует среднюю цену на момент совершения операции», – объясняет эксперт проекта, научный руководитель направления «Финансовая математика и финансовые технологии» Университета «Сириус», профессор Университета Иннополис Леонид Меркин.
Кроме этого, систему можно настроить на автоматические операции, тогда она будет самостоятельно продавать и покупать акции, быстро реагируя на изменения курса и зарабатывая на этом.
Ментор проекта отмечает, что построение таких алгоритмов – нетривиальная задача. Все участники команды имеют большой опыт в олимпиадном программировании, но для реализации такого сложного междисциплинарного проекта им пришлось прокачать свои знания математики, разобраться в базовых вопросах финансовой сферы.
«Ребята на практике увидели, какие проблемы сегодня решают специалисты этого актуального направления, какого уровня компетенции нужны рынку, – говорит Леонид Меркин. – Тема их увлекла, надеюсь, что они продолжат свои исследования и обучение уже в стенах Университета “Сириус” на наших образовательных модулях. В перспективе по направлению “Финансовая математика и финансовые технологии” появится и новая магистерская программа, где они смогут получить еще больше навыков и стать востребованными специалистами».
Сотрудничество России и Индии в воспитании талантливых детей было инициировано в мае 2018 года во время встречи Президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди в Образовательном центре «Сириус». Всего в третьей Международной российско-индийской программе участвуют 48 учеников 9–11-х классов, по 24 от каждой страны. Программа направлена на разработку восьми технологических и инновационных инженерных проектов – веб- и мобильных приложений для решения глобальных проблем современности, актуальных для обеих стран. Школьники изучили опыт ведущих IT-компаний Индии и России, научились работать в составе международной команды и применять на практике знания по информатике, программированию и большим данным. По итогам программы школьники получили приглашение представить свои проекты на Саммите молодых ученых и инженеров «Большие вызовы». Учащиеся 9-х и 10-х классов получили бонусы для отбора на июльскую технологическую программу «Большие вызовы», а 11-классники станут первыми кандидатами на открывающуюся в «Сириусе» стипендию.