На странице ноябрьской химической образовательной программы, которая прошла в Образовательном центре «Сириус» с 12 по 30 ноября 2020 года для 48 школьников 9–11 классов, опубликованы материалы программы.
Школьники знакомились с современной методологией и техникой лабораторного химического синтеза и анализа. В рамках программы были освещены аппаратные возможности и инструменты современных синтетических лабораторий. Учащиеся познакомились с теорией механохимических, фотохимических, электрохимических и микроволновых методов синтеза органических и неорганических соединений. Особое внимание было уделено свойствам синтезируемых веществ и их связи со структурой соединений, а также сфере их применения.
В программу вошли научные и научно-популярные лекции профессора кафедры органической химии Института химии СПбГУ, доктора химических наук Карцовой Анны Алексеевна «Удивительный углерод» и «Аллотропные модификации углерода» и лекция «Алмазоподобные углеводороды: путь длиною в век» доцента Самарского государственного технического университета, доктора химических наук Яшкина Сергея Николаевича, семинары, олимпиадные тренинги, отборочный этап городской олимпиады СПбГУ по химии (1-й уровень) и научно-практическая конференция по итогам выполнения исследовательских проектов.
Чтобы сразу интегрировать теорию в практику, участники программы разделились на 11 проектных групп и работали над прикладными задачами. Каждый исследовательский микроколлектив докладывал полученные результаты на итоговой научно-практической конференции. Все остальные участники выступали в качестве экспертов. Первое место зрительское жюри присудило проекту «Определение содержания тяжелых металлов в почвах различных регионов России». Школьники сравнили пробы почв Сочи и Санкт-Петербурга по актуальной и обменной кислотности, содержанию углерода, фторидов и тяжелых металлов.
Второе место разделили два проекта: «Пара жемчужин из богатого мира наночастиц: магнитная жидкость и коллоидное золото» (ребята получили магнитный абсорбент для поглощения ионов тяжелых металлов и разработали быстрый и специфичный качественный тест на антибиотики (ампициллин) и «Разработка и анализ перспектив нестандартных путей использования супергидрофобных покрытий» (созданы две модели искусственного легкого и продемонстрирована их эффективность; предложены пути дальнейшего усовершенствования, собраны и испытаны две установки, позволяющие опреснять морскую воду за счет энергии окружающей среды).
Третье место — у проекта «Синтез и изучение свойств азокрасителей» (участники провели синтез азосоединений, триазена и изоксазолона, выявлили механизм реакции получения изоксазолона и подтвердили структуру полученных соединений).
Смотреть материалы, в т.ч. презентации проектов
Участница программы, 11-классница Ольга Егорова из Чебоксар (Чувашская республика): «Целью ноябрьской химической смены является дать нам себя почувствовать учеными. Мы занимаемся здесь проектной деятельностью, настоящими научными проектами, которые занимаются в ведущем вузе страны — СПбГУ, — на химическом факультете. Чтобы достигнуть успеха в нашем занятии нужно быть усидчивыми, нужно проявлять критичность ко всем своим решениям, которые мы принимаем, то есть всегда ставить под сомнение то, что мы делаем».
О впечатлениях других участников ноябрьских смен смотрите в видео «НАУКА: итоги образовательных программ».
Все объявления о программах — в телеграм-канале «Сириуса»