help@sochisirius.ru

Современный литературный процесс требует современной литературной критики. Что она представляет из себя, на каких ресурсах ее читать и как к ней к ней относиться – обо всем этом в нашем материале, подготовленном на основе разговора экспертов-филологов и участников литературной образовательной программы в «Сириусе».

Наши эксперты – писательница Наталья Иванова и литературный критик Валерия Пустовая. У каждой из них свой путь в критику, свой, накопленный годами литературоведческий опыт, представляющий прежде всего научный интерес. Встреча со школьниками – попытка не только обобщить его, но и найти темы, которые могут стать поводом к живой литературной дискуссии. Публикуем фрагменты беседы о том, что вообще из себя представляет критика и как формируется диалог читателя с книгой. 

Какие бывают критики?

Кроме профессиональных критиков, которые ищут и поднимают на поверхность истинную ценность произведения и его главные смыслы, существует и большой пласт любительской критики и то, что можно назвать критикой книжных обозревателей. Ни первой, ни второй не стоит пренебрегать: у каждого из них своя функция. Обе держат читателя в курсе книжных новостей, просто и доступно говорят о том, что появляется на книжных полках. Тем временем толстые литературные журналы задают основные тенденции современной литературы, становятся посредниками между автором и издателем. 

Критик решает, жить книге или не жить?

Я бы сказала, что  сегодня нет такого влияния критика на общественное мнение о литературе, как это было раньше: нет, например, новых Белинских или Писаревых. Когда дело касается крупных проектов присуждения премии «Большая книга», решение принимается коллегиально, а не поодиночке. Единоличные инициативы касаются авторских проектов, которые сегодня представлены личными блогами и телеграм-каналами, но это более точечное влияние на читателей, и оно не сравнимо с эффектом большой премии. 

Критики ошибаются?

Критики ошибаются, и это неизбежно. Громкий, мощный, многоголосый роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» в свое время не стала лауреатом Букеровской премии. Но потом, когда члены жюри собрались выбирать книгу десятилетия, выбрали именно ее. Таких историй немало, когда выдающаяся книга оставалась незамеченной или получала популярность спустя годы после публикации. Или вот еще, например: роман американского писателя Джона Уильямса «Стоунер», который был опубликован в 1965 году, но получил известность только в 2006-м, уже после смерти своего автора. Случаи забытого в свое время или незамеченного романа – по тем или иным причинам – нередки в любую эпоху. 

Критик – это светофор? 

В каком-то смысле =) Сегодня среди множества новых имен и произведений, голос критика может помочь сориентироваться в литературном процессе, но – и это главная мысль прошедшей встречи – критик не может и не должен давать единственно верную оценку произведению. Его задача – обратить внимание на важное произведение, вызвать читателя к диалогу с книгой, поэтому даже к критике нужно относиться критически.

Критик  должен выводить читателя на спор?

Почему нет. Примечателен в этом свете проект «Спорная книга» Василия Владимирского. В еженедельных выпусках он публикует сводку критических откликов на важные книги современной литературы. Это очень показательный пример того, какими разными могут – и по-хорошему должны быть – мнения критиков об одном произведении. Ведь настоящая критика, по заветам Белинского, это «движущаяся эстетика», которая верна одним началам, но ведет к ним читателя разными путями. Как и сама современная литература, критика наших дней живая, неоднозначная, постоянно меняющаяся и невероятно разнообразная.

Они и мы: об опыте иностранной критики

Отличается ли отечественная критика от зарубежной?

Безусловно. Сколько стран, столько и интересных подходов к литературной критике. Там сильно развита журнальная критика. Существуют как специализированные издания, так и отделы при крупных СМИ. Например остро и актуально и книжной повестке пишет замечательное литературное приложение к газете Times – Times Literary Supplement, которое выходит в Лондоне. Во Франции в том же Libération выходят еженедельные публикации-обзоры о книжных новинках, которые направляют внимание массового читателя на конкретные произведения. У нас такая практика, когда общенациональное издание посвящает отдельные рубрики литературе, увы, отсутствует.

Новые форматы, платформы и имена

Критик, как считают наши эксперты, должен быть интересен, прежде всего, своим внутренним миром и незамыленным взглядом на произведение. Поэтому пытливому читателю стоит искать такого критика, с кем захочется спорить и не соглашаться, или наоборот, получать советы, но главное, которого всегда интересно читать. А чтобы поиск был легче, мы завершаем этот материал списком платформ и авторских проектов, которые помогут ближе познакомиться с миром современной литературной критики:

- Прочтение – журнал, где публикуются рецензии и малая проза, а также освещаются события, связанные с современной литературой.

- Лиterraтура – электронный журнал о современной литературе. Там же Валерия Пустовая выпускает критический сериал. Это подробные разборы современной «прозы магического пессимизма», как определил это направление критик Егор Михайлов.

- Textura – международный литературный портал.

- Опыты чтения – телеграм-канал прозаика, критика, сценариста Марии Закрученко о чтении.

- Формаслов – современный литературный журнал

- Fiction35 – сайт литературной премии для авторов до 35 лет, учрежденная Владимиром Панкратовым. Здесь собраны талантливые молодые и перспективные писатели. В целом, практика чтения номинантов престижных литературных премий – отличный способ убедиться, что большая литература жива и поныне. 

Лаборатория критического субъективизма – проект онлайн-обсуждений короткой прозы, созданный после семинара для молодых критиков от Союза писателей Москвы. Можно присоединиться и поучаствовать в дискуссиях.

Знать в лицо

Анна Жучкова, Ольга Балла, Сергей Костырко, Галина Юзефович, Константин Мильчин, Василий Ширяев, Ольга Девш – имена современных критиков, которые упоминались во время лекции. У каждого из них свой стиль, подход к критике и цель. Поищите их проекты в интернете и познакомьтесь с новым взглядом на современный литературный процесс! 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2021 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!