Как изменились законы драмы со времен классиков и какие вечные темы поднимают в своих пьесах современные драматурги, школьники «Сириуса» разбирались вместе с профессором Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Марией Черняк.
Приводим главные тезисы встречи молодых литераторов с экспертом и рассказываем о том, какие современные пьесы критики советуют почитать.
Драматургия – явление, подстраивающееся под время
Драматургия меняется под воздействием разных общественных институтов: одна эпоха уступает место другой, одни герои сменяются другими. Вместо положительных романтиков-максималистов и борцов с несправедливостью в современной драме стали появляться «не герои» или так называемые «серединные люди», «маргиналы»: персонажем «новой пьесы» может стать хоть бандит, хоть садовник.
Современная драматургия поднимает самые разные вопросы: от общественно-политических, социально-психологических, духовных до семейных и межнациональных. Выходит, связь современной драматургии с классической очевидна: сущность и той и другой заключается в конфликте, борьбе и философских поисках.
Почему драматургия достойна внимания читателя?
Иногда драматургия носит чисто практический характер. Одни найдут в ней что-то новое, другие – объяснение давно открытого. В глобальном понимании, текст пьесы должен быть прямым слепком с жизни, и тогда он сможет достучаться до своего читателя. Вообще, современная драматургия, как и любое современное искусство, несет важную социальную функцию, потому что это свидетельство о нас сегодняшних.
Знание драматургии – от Софокла до Вампилова и дальше – до Вырыпаева и Дурненкова – это ключ вопросам о себе и мире. В этом смысле знание драмы и начитанность не дает прямых знаний, но в силу своего свойства учит человека абстрактному, ассоциативному, нелинейному мышлению, развивает интуицию, помогает различать нюансы и оттенки и, в конце концов, мыслить стратегически.
Каких авторов читать, если хочется ознакомиться с современной драмой?
Подросткам знакомство с современной драмой Мария Черняк рекомендует начать с этих авторов:
- Алексей Олейников, писатель, поэт, драматург, эксперт в области детской и подростковой литературы. Олейников – соавтор социально нагруженной книжки «Скажи мне "Здравствуй!"» и автор эпического школьного рэпа «Соня из 7 Буээ».
- Артур Геваргизов, российский детский писатель и поэт, член Союза писателей России. У автора прекрасное чувство юмора, его книги наполнены иронией и неожиданными поворотами сюжета. Как, например, в «Записках выдающегося двоечника» или любых пьесах автора.
- Ирина Васьковская – ученица «солнца русской драматургии» Николая Коляды, соавтор пьесы «Бог ездит на велосипеде» посвященной проблемам подростков. Ее работы переводятся на польский, румынский, сербский и английский языки.
- Ксения Драгунская. Известная российская детская писательница, драматург, искусствовед – дочь Виктора Драгунского, автора тех самых «Денискиных рассказов». Сама Ксения известна своими пьесами для детей и взрослых: «Секрет русского камамбера утрачен навсегда-навсегда», «Вверх тормашками», «Огурцы и другие пирожные».
Практическая «драматика» или «список на лето»
А теперь внимание: какие книги читать тем, кто хочет изучать драматургию глубоко и, например, научиться писать пьесы, сценарии для кино и театров:
- Юрий Арабов «Кинематограф и теория восприятия» (знаем даже, где скачать). Учебное пособие – это попытка разобраться в «важнейшем из искусств» сквозь призму психологии, с помощью которой феномен кинематографа и его магического воздействия может быть раскрыт и частично объяснен.
- Роберт Макки. «История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только». Книга представляет собой учебник для сценаристов, но, несомненно, будет полезна и специалистам по связям с общественностью, маркетологам и всем «рассказывателям историй», которым нужно научиться делать это живо и увлекательно.
- Александр Митта «Кино между адом и раем». Считается одним из лучших российских учебников по кинодраматургии. Сам автор обещает, что эта книга бесценна и для человека, который хочет написать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль, и для того, кто не собирается всем этим заниматься, а просто интересуется тем, как по ту сторону экрана и сцены все устроено.
- Леонид Нехорошев «Драматургия фильма». В основу учебного пособия положен лекционный курс «Теория кинодраматургии», который в течение многих лет читался автором на сценарном и режиссерском факультетах ВГИКа. В книге собран почти тридцатилетний опыт сценарной и редакторской работы на студии «Мосфильм».
- Блейк Снайдер «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства». Недавно вышедшая книга по кинодраматургии, в которой можно найти ответы на главные вопросы, волнующие как начинающих, так и профессиональных сценаристов. Автор показывает изнанку художественного успеха и говорит о своем пути – от растерянного человека до востребованного драматурга.