Знаменитый российский психо- и нейролингвист, доктор биологических наук, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, автор курсов «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов СПбГУ, а также заместитель директора-координатор когнитивного направления НБИК-центра НИЦ "Курчатовский институт". По инициативе Татьяны Черниговской в 2000 году в России впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика».
- Татьяна Владимировна, вы впервые в «Сириусе». Пару минут назад закончилась лекция «Почему нам интересно изучать мозг?». На лекции присутствовали ребята из всех направлений. Перед лекцией вы отказались встретиться, объяснив, что не хотите растерять драйв. Был в аудитории драйв, интересные вопросы?
- На меня «Сириус» произвел сильнейшее впечатление, потому что вы делаете то, что только собираются и планируют делать люди, которые думают над образованием будущего. А вы это уже реально осуществляете: собрать вместе людей из совершенно разных областей: физиков, математиков, тех, кто увлечён балетом, музыкой, спортсменов, химиков, биологов. Обычно (пауза) эти люди живут в разных мирах, как бы в отдельных домиках. А здесь их умудрились собрать в одном доме, познакомить друг с другом и создать условия, при которых они могут друг на друга влиять. А поскольку это способные, одаренные дети, то это не просто влияние, как может быть при дворовом знакомстве, это сильные дети, которые влияют на других очень сильных детей, как бы обмениваясь некой живительной интеллектуальной тканью.
Ведь физику совершенно не вредно узнать, как смотрит на мир танцовщик или музыкант, спортсмен - потому что у него совершенно другой взгляд. Поэтому, я думаю, здесь срабатывает такой кумулятивный эффект, они как бы получают дозу знаний, неизведанных чувств - того, о чем они могли бы, прожив жизнь, никогда не узнать. Я, например, бывала очень удивлена, когда в Курчатовском институте встречала физиков, которые запросто читали Овидия или Державина на память. Такой гуманитарной образованности ждешь не от каждого филолога.
- В «Сириус» приезжают дети строго в возрасте 10-17 лет. Несмотря на большой возрастной диапазон, возможно, есть какие-то общие характеристики, определяющие когнитивное мышление подростков в это период? И не рано ли в этом возрасте начать специализировать детей в выборе профессии?
- Это очень тяжелый для них возраст, когда им нужно привыкнуть к себе: ведь они уже не дети, но еще и не взрослые. Наряду с мощными гормональными сдвигами, которые очень сильно влияют на поведение подростка, у них только происходит формирование передних отделов мозга, отвечающих за произвольную регуляцию поведения, именно эти зоны ведают планированием, мотивацией, контролем, ответственностью.
Поэтому очень важно, что в это время происходит с ребёнком, чем он занимается. Достаточно вспомнить, как воспитывались царские дети: в семье императоров дети были заняты круглые сутки, умея делать всё - от посадок на огороде до тушения пожаров. В 5 лет, если кто не знает, одного из царских наследников отправили служить на флот, в то время как мы не знаем, как уберечь своих детей от сквозняка и простуды. 10 лет – точно не рано, а для многого бывает уже и поздно.
- Центр «Сириус» часто посещают известные люди – ученые, музыканты, спортсмены. Это одна из особенностей Центра. Расскажите, с позиции теории сознания, исследованием которой вы занимаетесь, какой эффект могут оказать такие встречи на детей в подростковом возрасте?
- Они могут определить их судьбу, могут перевернуть жизнь. Нужно понимать, что на свете нет мелочей, и ты никогда не заешь, какой фактор сыграет в той или иной ситуации. Какое-нибудь обычное пирожное в определённых обстоятельствах может в ребёнке включить что-то или выключить насовсем. Мы никогда не знаем какая вещь важная, а какая незначительная для каждого индивида - поэтому так важно, что в «Сириусе» они погружены в такую богатейшую среду: очень концентрированную, эстетическую, научную и художественную. Никакая семья никакого из этих детей сама не могла бы это организовать никогда.
Здесь, в «Сириусе», дети получает интеллектуальную прививку огромной силы. Они живут в прекрасных условиях, в полной безопасности, в окружении очень талантливых и преданных своему делу людей, которые, несмотря на свои регалии и достижения, считают работу со школьниками нужной и важной.
Когда я выступаю перед детьми в классе или аудитории, откуда я могу знать, кто передо мной сидит - может, парочка Моцартов, Эйнштейн, Нильс Бор... Меня удивляют учителя, которым это не приходит в голову.
- В сентябре один из самых авторитетных мировых журналов - «Nature» сравнивал разные системы образования и, говоря о том, что хорошее образование в Европе доступно лишь богатым, рассказал о российском «Сириусе» как о Центре, где ребята вне зависимости от своего социального положения и происхождения, могут учиться у современных легенд науки, спорта, искусства. Что вы думаете о доступности хорошего образования для всех?
- Думаю также, как пишут в «Nature». «Сириус» - уникальное явление. То, что делают здесь недоступно как ребенку из бедной семьи, так и из богатой - потому что невозможно создать ситуацию, чтобы рядом работали крупный физик и крупный музыкант, как это организовано в «Сириусе». Ну, кто это может сделать?
Да, и еще момент, который меня поразил - насколько хорошо здесь отлажена система отбора. Потому что, если не включать разные части нашей страны, а их 85 субъектов, то столицы – Москва и Питер - «съедят» все, потому что, по определению, там уже богатая среда, соответственно более подготовленные дети, другие условия – в общем неравные позиции. Когда ты идешь по территории «Сириуса» и видишь на аллеях флаги Пермского края, Тувы, Башкортостана, то думаешь, как это возможно охватить всю территорию от Владивостока до Калининграда?!
- В Центре «Сириус» традиционно представлены три направления: «Наука», «Спорт» и «Искусство». Можем ли мы сказать, что мышление людей, специализированных в разных направлениях, устроено по-разному?
- Оно действительно устроено по-разному. Но с одной очень важной поправкой. Выдающиеся из этих людей, те, на счету которых великие открытия и достижения, они могут думать сходным образом. Представьте, открытия в физике делаются также как, как поэт пишет стихотворение. Это уже такой наддисциплинарный уровень. Сегодня на лекции «Как устроен мозг» мы как раз обсуждали, как делаются великие открытия и что такое творчество?
Творчество – это не перебор операций, который, естественно, лучше нас сделает компьютер, это ясно. Если компьютер способен обсчитывать триллион операций в секунду, то человек для этого уже не нужен. Открытие делается не на прямой дороге, а на другой, метафорично выражаясь, на тропинке среди леса, вдруг. Поэтому физику, который вдруг послушает композитора, может сулить неожиданное открытие в физике. Он не будет музыкантом, это нужно понимать, но он вдруг нащупает что-то такое неизведанное, новое для него, что натолкнет его на - о, эврика! - открытия делаются на дороге ассоциаций.
- Татьяна Владимировна, современное поколение детей называют представителями «цифрового поколения»? Что вы, как исследователь мозга, можете сказать об этой тенденции?
- Да, в науке существует специальный термин, «Google generation». И это научный факт: дети этого поколения имеют память хуже, чем их бабушки. Мозг не запоминает, потому что запоминать незачем, потому что это запомнит компьютер. К сожалению, «цифровые дети» чаще других исследуемых групп отличаются нарушениями памяти, синдромом дефицита внимания: их мозговая картина выглядит как зависимость. Наркомания, игромания, алкоголизм дают одинаковые картины в мозгу. Это медицинский факт.
Мы сейчас не говорим о тех единицах, которые по природе совей родились гениями, Леонардо и Рафаэли были и будут, их нечего обсуждать. Речь о среднем уровне детей и подростков, каждый полуторный из которых сидит в компьютерной среде с раннего возраста. Это факт, это не хорошо и не плохо. И мне становится тревожно за систему образования будущего. Я вот не представляю себе, как должен выглядеть учитель и тем более образовательная программа для ребенка, который с двух лет разбирается в планшете лучше, чем любой взрослый. Например, я. Но мне в лабораторию не нужен сотрудник, который отвечает на простые вопросы, нужен тот, который отвечает на вопросы, на которые вообще нет ответа. Остальные ответы мне расскажет "OK, Google".
- В связи с тем, о чем вы рассказали, Татьяна Владимировна, можно предположить, какими будут профессии будущего?
- Мир меняется с такой скоростью, что никто не сможет точно ответить на этот вопрос. Это не биологическая эволюция, а культурная и технократическая, которая набрала такой безумный темп и идет с большой скоростью туда, куда не знает никто. Представьте, какая эта проблема для образования - не знать, каких специалистов надо готовить. Сколько инженеров, сколько врачей, сколько бухгалтеров – а вообще, будут нужны эти специальности через какие-то 7-10 лет?
Радует, что сейчас заговорили о природоподобных технологиях, природных материалах. Вот если представить, что робототехника добилась своего и довольно скоро это произойдёт - практически все заводы и фабрики смогут работать без людей. А я хочу понимать, что будут тогда делать миллиарды высвободившихся работников? На что обычно получаю неправильный ответ, что они будут творить. Творцов всегда было мало и их будет мало, а ответ реальности скорее всего не будет радужным.
P.S.: Желаю, чтобы у вас всё удалось! «Сириус» - уникальный проект, совершенно прорывной, сверхэлитарный, что для меня не минус, а плюс, сверхэлитарный и сверхдемократичный - потому что к этой элитарности здесь подпускают тех, кто социально не входит в элиту, зато входит в неё интеллектуально.
Потому, если бы разговор был про то, что таланты вырастают только из мальчиков из хороших семей, тогда никаких Ломоносовых. Тогда нет Ломоносовых! Но это не так и мы знаем, что это не так. Поэтому пожелание такое - чтобы повезло, чтобы этот потрясающий проект под названием «Сириус» шел дальше также уверенно. Я завидую детям приезжающим в «Сириус». И думаю: ребята, ничего себе, как вам повезло оказаться под этой яркой звездой!