В Научно-технологическом университете «Сириус» провели первую программу повышения квалификации для учителей по обществознанию. В течение пяти дней для педагогов проходили лекции, мастер-классы и практические занятия, на которых вместе с наставниками они разбирали подходы и методики преподавания обществознания в школах. Одним из слушателей стал руководитель регионального центра, работающего по модели Образовательного центра «Сириус» в Республике Хакасия, Алексей Евдокимов, который также занимается олимпиадной подготовкой школьников. Он рассказал, как проходила программа, какие методики преподавания предмета применяет в своей деятельности и как связаны обществознание и биология.
– Алексей Игоревич, зачем, на ваш взгляд, нужны такие программы? Что нового для себя могут открыть педагоги?
– Школьные учебники далеко не всегда могут дать ответы на вызовы и сложные вопросы современного мира. Но очень важно, чтобы обществознание не преподавалось в отрыве от реальности. Иначе предмет просто потеряет смысл. «Сириус» в своей работе опирается на стратегию научно-технологического развития, где определяющим является понятие больших вызовов. Речь идет о вызовах в разных сферах жизни.
Для педагогов важно получить такие опорные точки, чтобы на них можно было выстраивать свою работу. У нас нет четких формул, как в физике, многие занятия строятся на обсуждении и дискуссиях. Поэтому, чтобы преподавать предмет, нужно понимать, как эти дискуссии и обсуждения выстраивать и как уходить от теории и учебников к разговору об актуальных общественных процессах. Педагогу важно учить школьников анализировать картину, самим делать выводы.
– Что было важным лично для вас?
– У меня были вопросы, как грамотно выстраивать подготовку именно в рамках работы регионального центра, как сделать это системно, какие форматы лучше организовывать: программы, интенсивы или мастер-классы. Очень важный момент, который мы разбирали, – как мотивировать детей заниматься обществознанием. Не секрет, что в региональные центры многие ребята приезжают на профильные программы по математике, информатике, физике и другим точным наукам. А как заинтересовать их другими знаниями? Я считаю, что самое важное – заинтересовать. Не зазубривать определения, что такое социальная мобильность или правовой обычай и так далее. Пусть школьники сами выберут темы из современной жизни, которые они бы хотели разобрать.
– Как еще вы мотивируете детей к изучению своего предмета?
– Чтобы понять, как работает электричество, нужно изучать физику, а чтобы понять, какую пользу электричество приносит людям, нужно учить обществознание. Мне кажется, чтобы продвинуть новую научную мысль и разработку, недостаточно просто быть умным. Нужно предпринять очень много важных шагов, которые не связаны с физикой. Они связаны с некоторыми взаимоотношениями, нормами и правилами, которые есть в нашем мире. А эти механизмы помогает понять обществознание.
– Каким ребятам интересна эта область знаний?
– Отвечая на этот вопрос, мне хотелось бы привести два примера, которые показывают противоположные траектории влияния обществознания на участников программ нашего регионального центра.
В 2018 году на нашей программе по обществознанию учился семиклассник. В 9-10 классе он был призером регионального этапа ВСоШ по обществознанию и вообще очень интересовался этим предметом. Во время одной из программ мы коснулись антропологии. И благодаря нашим занятиям школьник узнал больше о данной области знаний, но заинтересовался антропологией не с точки зрения социально-гуманитарных наук, а с точки зрения биологии. Весь 11-й класс он посвятил химии и биологии и в этом году поступил на биологический факультет МГУ.
Обратные примеры тоже есть. У нас были физики, которые в свободное время посещали дополнительные мастер-классы и интенсивы по обществознанию. Так, один из участников физико-математической программы перешел на сторону гуманитариев и теперь, будучи студентом Дальневосточного федерального университета, изучает традиционную культуру народов Дальнего Востока. Он занимается междисциплинарными исследованиями на стыке филологии, истории, культурологии и этнографии, хотя начинал свой путь как физик. На самом деле обществознание – очень широкая область. Ребята, увлеченные ею, могут выбрать путь классических юристов, экономистов или управленцев, а могут уйти в более специфические направления, как, например, психология или востоковедение. Важно, чтобы школьников сопровождали педагоги, которые могут заинтересовать предметом, показать его многогранность и широту. Ведь обществознание – это, в конце концов, о том, чтобы сделать жизнь человека в обществе осмысленной и гармоничной.
Всего в программе повышения квалификации для педагогов «Особенности преподавания обществознания в условиях поиска ответов на большие вызовы» приняли участие около 80 учителей из разных регионов страны, в том числе 30 преподавателей из Донецкой и Луганской народных республик.