help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В ноябре для школьников «Сириуса» с лекциями выступил Александр Оджо – учитель истории школы № 854 Москвы. Александр Александрович наряду с преподавательской деятельностью активно участвует в конкурсах профессионального мастерства. Он призер конкурса «Педагоги года Москвы – 2022», а также победитель конкурсов «Учитель TikTok» и «Педагогический дебют». В «Сириусе» преподаватель провел лекции об истории, культуре и обычаях разных народов России. Александр Александрович рассказал нашим корреспондентам о необычных форматах, которые он применяет на уроках, в своем историческом блоге и дал советы тем педагогам, кто хочет попробовать себя в блогерстве. 

– Вы приехали в «Сириус» с интерактивными форматами: диктантом, играми. Есть ли место в школьной программе подобным мероприятиям?

– Мы живем в то время, когда интерактив есть везде. Ребятам это интересно, и знания усваиваются эффективнее. Безусловно, сохраняется и классический формат лекций, но сегодня он уже не может быть единственным способом подачи информации. В школе по мере возможности мы с учениками проводим игры, квизы, викторины, брейн-ринги. Также у нас есть клуб интеллектуальных игр, который дети могут посещать после уроков. 

– Откуда появилась идея организовать этот клуб? 

– Меня вдохновила моя школьная учительница русского языка и литературы, заслуженный учитель России Елена Николаевна Бараносова. У нее была своя профессиональная традиция: каждый последний урок учебного года она проводила в формате игры. Тогда не было современных технологий.  Она чертила прямо на доске поле, доставала вопросы из специальной книжки и проводила игры. Мне это очень нравилось, а когда я сам стал педагогом, решил, что тоже смогу создать такую традицию. В клубе у нас очень разнообразные игры и задания: они охватывают не только историю, но и культуру, науку, искусство. Все это тоже неотъемлемые части истории, и ребятам это интересно. 

– Какие еще игровые форматы может применять учитель истории на уроке? 

– Прежде всего, это погружение в эпоху, когда я предлагаю школьникам примерить на себя какой-либо исторический образ. Иногда мы конструируем элементы одежды или играем в историческую мафию. Школьник получает карточку с историческим деятелем и, задавая вопросы, пытается определить заданного деятеля. Ребятам очень нравятся викторины, которые мы проводим в стиле «Что? Где? Когда?». Мы делим класс на несколько команд, и получается небольшой соревновательный элемент. Кстати, мы часто адаптируем популярные телевизионные программы под наши форматы. Например, играем и в викторину «Кто хочет стать миллионером?» с четырьмя вариантами ответа. На обществознании мы пробуем организовывать проектные мастерские: ученикам дается кейс, и нужно дать проектный ответ – как решить ту или иную проблему в обществе. Еще я провожу игру под названием «Представь, что будет после». На карточках описаны разные исторические факты, и школьникам необходимо обосновать, как это событие повлияло на те или иные сферы жизни. Таким образом, ребята не только учат историю, но и учатся анализировать ее. Также я использую на занятиях рабочие листы с заданиями. Они все построены таким образом, что в ходе получения информации на уроке ученик решает эти задания, закрепляет, узнает что-то новое. Такие листы необходимо сохранять. Потом по ним очень удобно готовиться к контрольным и экзаменам. Получается своего рода конспект, но более вдумчивый, потому что, выполняя задания по ходу урока, подросток лучше погружается в тему. 

– Помимо работы в школе, вы еще и ведете блог. Почему вы решили рассказывать об истории?

– Историческая наука очень многогранна. Но количество часов ограниченно. Бывает так, что социальная история, культурная история отходят на второй план. Изначально я решил выкладывать на своей странице такие узкие темы, чтобы с материалами могли ознакомиться все, кому это интересно. Но потом школьники посоветовали мне поменять формат и попробовать себя в TikTok. Если честно, я в этом совсем не разбирался. Но ребята все мне рассказали и даже показали, как снимать, монтировать, публиковать ролики. Я стал рассказывать об истории в таком формате и увидел, что это интересно, стали появляться лайки, просмотры. Считаю, что любую историческую тему можно и нужно подавать через связь с настоящим. И дело не только в формате подачи. Даже рассказывая о Древнем Риме, я напоминаю школьникам, что и сегодня мы пользуемся латиницей. Современные правила и законы берут свое начало еще из римского права. 

– Как педагогу начать вести свой блог? 

– Сначала нужно определиться с целями: зачем вам блог, что вы хотите сказать аудитории. Далее нужно найти свою нишу. В самом начале, скорее всего, вы будете распыляться. Вы будете хотеть писать вообще обо всем. Но и отклик аудитории будет незначительным. Лучше найти более узкую тему и стараться раскрывать ее с неожиданных сторон, глубоко погружаясь в нее. Рассказывать аудитории то, что не лежит на поверхности. Таким образом, вы быстрее сформируете свою целевую аудиторию. Также очень важно планирование. Блог – это тоже работа. И чтобы поддерживать интерес аудитории, важна регулярность. Нужно составить план публикаций: на неделю, две, месяц, где вы прописываете, что будете готовить. Кстати, такое планирование важно и для подготовки уроков, и для ведения блога. И самое главное – не старайтесь выкладывать все сразу. Пусть у вас будет несколько тем в запасе. Бывает так, что у меня  напряженные рабочие будни, очень много уроков в день. Я понимаю, что мне просто некогда снимать и монтировать ролик. А еще более важное условие – получать удовольствие от своего дела, от того, как вы ведете блог, не бояться быть собой. Тогда ваше хобби действительно будет приносить пользу и вам, и ученикам. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!